Это самый знаменитый, самый внушительный и самый красивый из географических районов в цепи Уральских гор. Небольшой по протяженности, он - самый мощный по высоте и количеству гор, хребтов и массивов. Здесь находится и главная вершина Урала – Народная (1895 м), и одни из самых красивых гор на всем Урале – Манарага и Сабля.

Сразу за Щугором начинается водораздельный Исследовательский хребет , идущий строго на север, с известными вершинами, такими как Неройка, Татищева , Народная, Карпинского. Еще севернее горы продолжает Народо-Итьинский хребет, идущий уже на северо-восток. В районе горы Народной мощное тектоническое поднятие на большой площади, шириной до 100 км.

Северная граница Приполярного Урала проходит в районе реки Хулги , берущей начало четь южнее горы Грубее-Из.

На западе этот массив гор замыкает хребет Сабля. Между Саблей и Народной среди других интересных вершин особо выделяется своей необычайной формой красавица Манарага.

Рельеф хребтов в основном альпийский, со следами карово-далинного оледенения, с глубокими троговыми долинами и мореными грядами – следами древнего оледенения.

Район часто посещается туристами, в основном в районе Сабли – Народной , хотя здесь много интересных вершин, озер, водопадов и ледников. Пройти весь Приполярный Урал довольно сложно. Экспедиция «Большой Урал-91» прошла этот путь от метеостанции на Щугоре до Народной за 11 дней, а весь Приполярный Урал и часть Полярного до железной дороги у поселка Полярный – за 32 дня, неся с собой в рюкзаках месячный запас продуктов.

Мы предлагаем посмотреть самые красивые места Приполярного Урала в режиме отдыха, без рюкзаков, заботе о еде и дровах с массой ярких впечатлений и трофейным уловом.

Климат , достаточно сказать, что зима длятся от 7 до 9 месяцев. Вечная мерзлота достигает глубины 25-100 м. В отличие от Северного Урала здесь много ледников, ученые насчитали их около тридцати.

Приглашаем Вас на Приполярный Урал – прикоснутся к Всемирному наследию ЮНЕСКО "Девственные леса Коми"

Гора Неройка

В переводе с Мансийского "Старик (мужчина) - гора".

По представлениям манси невидимый для нас мир населен духами. Каждое болото, каждое озеро, каждый луг, а также каждая бухта и крутой берег реки имеют своего духа , будь то мужской или женский; в некоторых местах их несколько.

В пределах Приполярного Урала на Сыгве и по ее притокам хозяином считался Нер ойка. Двери его «хрустального дома» никто не может найти до сих пор. Кто бы ни пытался сделать это, все погибали. Нер ойка считается самым мирным героем. Настолько он был сильным, что в руки не брал оружия , кровь он не проливал, а враги от одного его взгляда обращались в бегство или окаменевали.

Он был хозяином всех оленей на Урале, и известен еще тем, что он украл жену у своего старшего брата и за это откупился всеми своими оленями , кроме одного хора и одной важенки. Но олени Нер ойки не пошли за его братом и разбежались. С тех пор на среднем и нижнем течении Сосьвы много диких оленей и совсем отсутствуют домашние.

Неподалеку есть гора Нер эква - жена Нер ойк`и. К этой горе манси не ходят. Эта гора настолько священна, что во время обряда поклонения ей, угощение устраивают на большом расстоянии от самой горы.

Пирамида

Прекрасная гора правильной четырехугольной формы , склоны курумник и осыпь, т.е. камни, что, наводит на мысль о ее искусственном происхождении, однако при ближайшем рассмотрении замечаешь, что это не так. Стоит она на самом краю основного хребта , практически отдельно. Перепутать не возможно.

Гора Сабля


г. Сабля, 1497.4 м - высочайшая вершина в Саблинском хребте. Весь хребет отличается ярким альпийским обликом, но настоящее украшение в нем - пик Сабли, своеобразный уральский Маттен-Хорн. Саблинский хребет стоит особняком , далеко на западе от основного высокогорного района Приполярного Урала, и его остроглавые вершины выразительно контрастируют с обширной равниной (Аранецкими болотами) у подножия.

Хребет имеет крутой, с труднопроходимыми перевалами, восточный склон. Особенно высокими и крутыми стенами обрывается на восток г. Сабля, ее много сот метровые отвесы рекордны для Приполярного Урала. Западные склоны более пологи , отсюда можно взойти на Саблю без альпснаряжения. Несложный подъем по лощине от границы леса выводит в кар с озером (~840 м), затем идет ~30 гр. подъем по осыпной лощине до седловины перевала Гофмана (~1200 м). Далее несколько более сложный подъем вдоль гребня (с обходом скальных жандармов по полкам справа) до кулуара, выводящего на вершинный пик. Здесь желательно, чтобы вершина не была скрыта облаками, иначе можно легко заблудиться среди скальных карнизов и выйти на опасные участки.

Манарага – «Царица гор» и

Народная – «Вершина Большого Урала»

(Всемирного наследия ЮНЕСКО "Девственные леса Коми")
Впервые о ней написал в середине XIX века венгерский ученый А. Регули в своих отчетах о путешествии по Уралу. Эта вершина имеет мансийское первоначальное название - Пунгк Ур. Регули дает несколько вариантов перевода - вершина , верхушка, жало, шип, темя, макушка, голова, зуб. «Здесь Урал есть наивысший». И действительно, в 1927 году инструментально доказан приоритет высоты Пунгк Ур. Однако в 1927 году высшей уральской вершине было дано новое название - гора Народная.

Подниматься к вершине можно с запада, по гребню , по скалистым кручам, между карами, но это сложнее. Проще выйти к горе по отрогам с севера... Отсюда наиболее легкий подъем. Склоны горы сложены из гнейсов и метаморфических сланцев. В них много кварца, поэтому высшая вершина Урала резко отличается от всех других своим стальным темно-серым цветом... За каждым гребнем , который кажется последним, открывается новый.

Гора Народная ничем не выделяется среди окружающих ее громад. Те же труднодоступные склоны, кары и цирки , заполненные снегом и льдом, небольшие с прозрачной и ледяной водой горные озерки, мощные скопления каменных валунов на вершинах и склонах. И все же несколько десятков лишних метров ставят ее на первое место среди всех гор Урала. Вторая по высоте уральская вершина - гора Манарага (1820 метров) была исследована летом 1935 г. небольшой геологической партией под руководством А. А. Чернова в верховьях реки Косью (хребет Западные Саледы). (Н.П. Архипова. Как были открыты Уральские горы. 1977)

Манарага переводится как «медвежья лапа». Действительно, форма горы очень необычна и своими «сторожевыми башнями» напоминает медвежью лапу. Эту вершину не спутаешь ни с одной другой вершиной мира. Она имеет свое неповторимое обаяние и колдовскую притягательность. Каждый, обязательно хочет вернуться на Манарагу.

Однажды побывав на Приполярном Урале, вы обязательно захотите приехать опять. Потому что остаться равнодушным к его суровой, но прекрасной природе невозможно!

Побывав в этих краях летом на квадроциклах (4х4 Сlub № 12’2012) и зимой на снегоходах, мы заразились… «приполярноуральским» вирусом.

Летом тут доступны одни интересные места, зимой - другие. Но даже за пару поездок все интересное посмотреть невозможно. В прошлом году мы обнаружили, что в одной из избушек приюта «Вангыр», где останавливаются туристы, нет печки. Вот и решили совместить очередной обзорно-покатушечный вояж с благой целью - доставить на приют тепло!

КУРС НА ВОСТОК
Выдвигаемся из Москвы на автомобилях с прицепами, взяв курс на Урал. Там можно подняться на самую высокую уральскую гору Народная (1895 м) или побывать на стойбище настоящих оленеводов в тундре. Можно увидеть символ парка «Югыд-Ва» - живописную гору Манарага, а если пересечь Уральский хребет, то и оказаться в Азии.

Добравшись до Печоры - города на реке с одноименным названием, свернули в поселок Аранец, откуда самый короткий путь в горы. Трасса накатана, всего 60 километров до первого перевала, и уже видна во всей красе гора Сабля (1497 м). В этот раз мы проложили кольцевой маршрут вблизи нее.

Чары Приполярного Урала.
Эта местность стоит того, чтобы ехать сюда и за 2000 км. Причем в любое время года!

В Аранце нас ждут вкусный ужин и натопленная баня. Любуемся из окна видами хребтов и перевалов, куда скоро нам предстоит отправиться. Март - самое благоприятное время для путешествий здесь на снегоходах. Днем температура не опускается ниже минус 15 градусов, а световой день уже достаточно длинный.

ОТ ПЕЧОРЫ ДО САБЛИ
Утром стартуем. В команде пять снегоходов: два Lynx Ranger 49, Polaris Assault 800, Artic Сat Сrossfire 800 и Ski-Doo Renegat 800. Встречаем группы лыжников. Кто-то возвращается с гор, кто-то только поднимается. Много школьников. В северных районах еще сохранились традиции ходить в походы целыми классами с учителями во главе.

Перед перевалом останавливаемся у поста МЧС. Здесь есть радиосвязь, несколько современных снегоходов и прицепы к ним. В период туристической активности спасатели несут службу вахтовым методом. Очень доброжелательные люди! Общаемся, рассказываем о своих планах и записываемся в журнал учета - зимой в горах может всякое случиться.

Перевалив через хребет, прибываем на базу «Озерная», где и останавливаемся на ночь. Топим печь, готовим ужин. За первый день прошли 120 километров - неплохо.

ПЕЧКА - ВСЕМУ ГОЛОВА!
На каждый снегоход привязано по 60 литров оперативного запаса бензина. Основной запас едет вместе с печкой в санях, которые два Lynx тащат по очереди. Утром дозаправляемся, становится легче, но все равно средняя скорость движения колонны не превышает 30 км/ч. Еще повезло, что дорога укатана.

Московское тепло на «Вангыре». Эту печку мы специально привезли из столицы. Пусть обогреет усталого путника

Обычно в горах большая часть пути петляет по рекам и каньонам. И всегда нужно быть готовым, что встретятся открытая вода и большие валуны. Иногда в поисках верного направления приходится пробиваться, впустую расходуя ценное топливо и рискуя. В этот раз у нас с собой прошлогодний трек, поэтому довольно быстро добираемся до цели нашей «миссии» - приюта «Вангыр».

Установка печки не заняла много времени, еще светло, и мы отправляемся знакомиться с окрестностями. Хотели подняться на ближайший неезженый перевал - не тут-то было! Хоть и разгрузились, но лишь один Artic Cat Crossfire 800 чувствовал себя как дома и смог заехать на самый верх. Остальные застряли в узкой валунистой речке, на заросших подъемах и в глубоком снегу… Ближе к ночи, откопав снегоходы, вернулись в избушку. В новой печке приятно потрескивал огонь, стало тепло, и мы еще долго делились накопившимися за день впечатлениями.

Зимовье «Кушник». В этой избе на Аранецком тракте находят приют и отдых многие туристы и путники

ПРИПОЛЯРНОЕ ЭЛЬДОРАДО
Основная задача следующего этапа - добраться засветло до границы Республики Коми и Тюменской области, где над Исследовательским хребтом возвышается гора Неройка (1646 м). Раньше здесь был рудник по добыче кварца. Еще в советские времена он стал нерентабельным - кварц дешевле выращивать, чем добывать в глухомани. Но маленький поселок до сих пор существует, и предприимчивые сторожа пускают любителей рыбалки и экстрима на ночлег в пустующие дома. В сумерках мы были на месте. И опять пошли долгие вечерние разговоры и всякие невероятные истории. На этот раз о несметных уральских сокровищах…

На Неройке, как ни странно это звучит, уже несколько сотен лет роют! В этом диком краю, здесь и в районе горы Народная, сосредоточены залежи и драгоценных камней, и золота. И хотя в переводе с мансийского «Неройка» означает всего-навсего «Старик-гора», отказаться от посещения старых приисков мы не смогли. Вдруг повезет!

Снег на подъемах очень твердый. Сильные ветра делают свое дело! А наскочив на камень, можно легко перевернуться

Добраться до штолен непросто - они находятся на высоте около 1000 метров. Используем лесную избушку в качестве базы, где оставляем сани с топливом, и отправляемся на поиски приключений. Понадобилось, правда, несколько часов, чтобы пробить в плотном снегу узкий лаз и заглянуть под землю. Там все сохранилось с 80-х годов, когда эти разработки были закрыты. Перекрестки из рельсов, старые вагонетки… Некоторые коридоры и штреки перегорожены огромными ледяными глыбами. Прокопали вход в еще одну шахту - она оказалась даже длиннее, чем первая. Говорят, что протяженность тоннелей достигает нескольких километров! В них очень легко заблудиться и велика опасность обвала. А вот наткнуться тут на самородок уже вряд ли возможно…

Вернувшись в избу, замечаем, что в наше отсутствие в ней побывала группа лыжников. Но все осталось нетронутым - такие законы. Поддерживаем традиции: уезжая на следующее утро, мы оставляем лишние продукты - может, кому пригодятся.

Завораживающий вид! Практически с каждого перевала или вершины открываются потрясающие картины

МИР ПОД НОГАМИ!
А в последний день путешествия мы все-таки отважились на штурм Сабли. На вершину Народной можно въехать на любом снегоходе, сюда же способен подняться только мощный «горник». Единственный путь идет по очень крутому, почти отвесному склону. На вершине есть площадка 10 на 10 метров. Страшновато было первым решиться на подъем, но ведь за этим мы сюда и приехали. И я нажал на акселератор! Ranger, послушно урча мотором и чертя по склону то правой, то левой лыжей, начал подниматься вверх. Последние 100 метров снег стал рыхлым, и звук мотора изменился - пришлось давить на гашетку до упора. Лыжи висят в воздухе, и управлять снегоходом можно, только правильно перемещая свой вес. Еще немного, и вот она - вершина! Тут нужно срочно остановиться, ведь дальше пропасть…

Отметившись на посту МЧС, покидаем горный район. В очередной раз нам повезло с погодой и выбором маршрута. Уложились в график, и все прошло без происшествий. Мы получили массу позитивных впечатлений и в благодарность оставили холодному Приполярному Уралу немного своего тепла!

Встали в 4е часа утра. Перед завтраком обнаружил что пакет, в который кладу посуду, разгрызли, видимо грызуны здесь живут, пришлось его сжечь. Спустя полтора часа вышли. Лучшее время для подъема на гору. Немного поднявшись на хребет, пошли вдоль кустов. Ветреная погода с порывами, зато не было комаров. Далее по камням к долине реки Нярстюю отсюда она очень хороша просматривалась. Заметили несколько оленей, без рогов пересекающих наш путь в 500х метрах от нас. Нас не боялись, было видно, что выражали удивление, даже вначале подумал, что это волки. В долине всюду цветут ягоды, кое-где уже созрел золотой корень. У подножия увидели еще одного оленя, в этот раз с рогами. Крутой подъем по камням, потом по снежнику, вышли к гребню горы. Долгий подъем по гребни, согласно названию горы Тельпоз-из («гора ветров») оправдывал полностью, спрятаться можно было только за большими камнями. Казалось, что чуть-чуть и понесет в небо. Хотя вначале казалось погода безветренной, но так было только в северо-восточной части горы. Примерно на высоте 1100метров вошли в облако, и оставалось только идти в нем, хорошо оно было достаточно разряженное и можно было видеть склон до 100метров, хотя с подъемом видимость падала до 50и метров к самой вершине. Там же начался снежный участок, сначала редкие куски снега переросло в сплошное белое покрывало. У мини подножия красовались следы, по всей видимости, росомахи на свежевыпавшем снегу. По всей видимо снег выпал недавно. К самой вершине шел подъем уже по довольно опасному участку, активно применял руки для подъема на гору, выпавший снег таил некоторую опасность, приходилось идти тропой. Можно было легко поскользнуться или попасть в расщелину между камнями. На вершине восседал весь обледенелый розовый плюшевый медведь, Александр в туре обнаружил баночку оставленную им несколько лет назад, внутри которой не оказалось записки, вообще никакой, кто-то снял, но не оставил свою. Подъем занял почти шесть часов. Поскольку все было заснежено и дул сильный ветер, особо искать не стали, пошли на спуск. В планах был подъем (дойти) до второго зуба горы, по карте он даже выше номинального, по погодным условиям пошли вниз. Спускаться вниз было много легче особенно по снежникам, хотя камни были мокрые и нужно быть осторожным, небольшой уклон по гребню и далее спуск слалом в долину по снегу. У кромки, облака создавали некоторое подобие арки отсекая долину от остального пейзажа. На спуске уже появлялось солнце, стало даже жарко, облака ушли, но Тельпоз-из был по-прежнему окутан облаками. По дороги собрали багульник для чая, очень вонючее хвойнообразное растение, особенно когда наступаешь на его кусты. Вернувшись в лагерь, где нас ждал несколько поздний обед и время для отдыха и сушки вещей, вечером нас ждала дорога назад к Щугору. Вечером пошли также назад, дойдя до курумника решили по нему спуститься к реке, где у нас был обед. слишком крутой спуск до 60 градусов вниз по довольно скользким и неустойчивым камням. К реке вышли очень быстро, далее пошли по ней вниз по течению пешком, местами было глубоко и приходилось идти по берегу, через некоторое время нашли место, где у нас был обед, оттуда мы начали подуматься на перевал, к реке Щугор. След потерялся, пошли по азимуту к центральной точки перевала, затем спуск, на вершине альпийские луга, но в основном болото с разряженным лесом. Спуск был тяжелые, завалы деревьев, по болоту с тучей комаров в придачу плюс мошкара. Уставшие ноги цеплялись за ветки, так что падал на землю. В густой траве тяжело ступать, невидно земли и каждый шаг нужно контролировать. Выйдя к Щугору, пошли вдоль него искать место для ночевки, вдоль берега толстый слой ила вперемешку с мелкой галькой, земля расползалась, так что ноги проваливались и застревали. Еще Тельпоз-из обветрились губы и нос, помог детский крем, который нанес перед сном на поврежденные участки кожи.

Приполярный Урал - это самые большие горы Урала. Здесь расположена самая высокая точка этой системы гор - г.Народная (1892), а также гора Манарага (1662), которую еще называют "Царицей гор Урала".

Наш лыжный поход проходил в сроки с 28 февраля по 18 марта 1997 года. Стартовали со станции Косью и закончили в пос. Приуральский. За время похода было пройдено 324 км, группой в полном составе совершены восхождения на г.Манарага и г.Народная.
Ниже привожу текст, который был написан в тоже время Борисом Прохоровым. Фото Бочкарева Евгения, Якушева Алексея и Канова Михаила.

В начале марта мы, шестеро туристов из Магнитогорска и Снежинска, первыми в этом году прошли труднейший маршрут по горам Приполярного Урала.
Подготовка была долгой и трудной. Необходимо было подобрать снаряжение и продукты так, чтобы поход не превратился в "переноску тяжести на заданное расстояние". Было разработано "меню", где был учтен чуть ли не каждый грамм, сбалансированное по калорийности.

И вот мы на месте начала нашего похода - станции Косью. Пять часов утра. Глухая забытая богом станция и мы, шестеро с рюкзаками и лыжами, на перроне. Идем по запорошенному железнодорожному пути и вдруг справа в темноте видим контур паровоза. За ним еще один и еще. Их здесь десятки, сцеплены целыми составами! В памяти всплывают читанные в книжках сталинские лагеря, "холодная война" и "неприкосновенный запас на случай войны". Но вот рассвело, мы встаем на лыжи и - в путь. Позади - последние признаки цивилизации, впереди - тайга, горы и полная автономность на ближайшие двадцать дней.
Теплый ветер принес нам дополнительные трудности - лыжи "подлипали". Затем к этой неприятности добавились еще две - неточность карты и почти полное отсутствие видимости. Мы определяли свое местонахождение весьма и весьма приблизительно. (GPS-навигации в то время еще не было)


Выходили в -30, но внезапно наступила оттепель. На фото одна из попыток справиться с подлипающим снегом.


Хорошие дрова для нашей печки.


Счищать налипающий снег с лыж приходилось любыми подручными средствами.


Михаил Канов

Наконец впереди показались горы. Мы с волнением думаем о том, что нас ожидает - ведь здешние Уральские горы похожи скорее на "маленькие такие Альпы", чем на привычные нам южноуральские холмообразные вершины. Первый перевал - и нам открывается чудесная панорама Печорских Альп (так иногда в туристской литературе называют Приполярный Урал). Погода в этот день улучшилась, и мы увидели высшую часть всего Уральского хребта во всей его красе: вздыбленные к солнцу вершины и купола гор, разрезанные лесистымы долинами.


Колокольня Южная (пик Свердлвских туристов)

Спуск по склону в долину реки Косью доставил удовольствие, а дальше - "пахота", прокладывание лыжни по целине. Справа и слева стеной стоят горы высотой более километра. По реке дует сильный встречный ветер. Но мы даже рады ему - ведь ветер уплотняет снег и "тропить" практически не надо. Мы быстро продвигаемся вперед. Чем дальше углубляемся в горы, тем грандиознее они становятся.


река Косью


Евгений Бочкарев

Наконец мы у подножия царицы гор Урала, самой красивой его вершины - горы Манарага. В переводе с немецкого Манарага (1662 м) - "медвежья лапа". И действительно, своими очертаниями она напоминает лежащую медвежью лапу с острыми когтями скальных башен, уходящих в небо. От вершины до подножия - более одного километра. Подъем на вершину занял у нас около 5 часов. Мы достигли ее почти перед закатом. В эти часы горы особенно красивы. Морозный воздух опадает инеем, тысячи искринок сияют в лучах заходящего солнца между огромными зубьями Манараги. Зрелище великолепное. А спуск с вершины на лыжах захватывает дух и любого горнолыжника не оставил бы равнодушным.


Подъем на Манарагу


Зубья Манараги

Теперь нам предстояло взойти на г. Народную - самую высокую гору на Урале. Через день пути мы разбили лагерь в урочище ручья Олений. Следующим утром на рассвете выходим на восхождение. За спиной - легкие рюкзаки с пуховиками и "харчем". Солнце золотит вершины, а внизу, в долине, морозно. Испаряется с вершин влага, превращается в маленькие облачка, цепляющиеся за склоны гор. Входим в узкое ущелье с крутыми скально-осыпными стенами и надеваем на ботинки "кошки* - нам предстоит преодолеть 700 метров крутого, местами каменистого, местами ледяного склона. В соседних ущельях и над горами ярко светит солнце, у нас в ущелье висит облако и опадает вниз тысячами снежных иголок. На душе тревожно - не ухудшилась ли погода? Начинаем трудный подъем. Солнце наконец заглянуло в наше ущелье, облако развеялось, и чудесный ландшафт предстал нашему взору. Пирамидальные вершины соединяются узкими острыми скальными гребнями. Эти пирамиды словно пастухи в бурках возвышаются над "стадом"" более низких округлых гор. И все это сияет белизной и только внизу, глубоко в ущельях, словно трава на пастбище чернеет лес.


Манарага вверху слева


Подъем был возможен только в "кошках".


По "стиральной доске"


Александр Соловьев

Преодолев крутой подъем, выходим на наклонное плато. Еще 400 метров высоты отделяет нас от вершины. Идем неторопясь, наслаждаясь новыми ракурсами развернувшейся под нами картины. И вот мы выше всех окрестных гор. На несколько тысяч километров вокруг и выше на земле - никого! Вершина горы Народной (1895 м)! Сильный ветер бьет в лицо, переваливаясь чебет хребет из Сибири в Европу. Внизу - белый океан гор. Оставляем на вершинезаписку, и - вниз...


На вершине.


Записка для следующих восходителей.


Борис Прохоров

Только к вечеру мы вернулись в лагерь, Над горами ярко сияют звезды и комета, а мы в большой уютной палатке, у легкой печки теплой кампанией отметили нашу победу и 8-е Марта.

На другой день после обеда погода ухудшилась - вновь поошел снег, что сильно затруднило наше продвижение к следующей цели - Медвежьему перевалу. Три дня шел снегопад, абсолютно не было видимости. "Брать" перевал в такую погоду невозможно. Пришлось отказаться от восхождения на гору Колокольню. Если мы на следующий день не сумеем преодолеть два перевала, то придется возвращаться назад. Но погода смилостививилась над нами - снегопад закончился. И при встречном ветре, по глубокому мы продвигаемся вперед. Из-за низкой облачности не видно вершин и солнца. Вокруг только два цвета: белый и серый. Лес давно кончился, и нет ни деревца, за которым можно было укрыться. Впереди белый снег перевала сливается с белым небом.
В этот тяжелый день мы вста ли лагерем еще затемно. Из-за лавинной опасности пришлось отказаться от прохождения второго перевала и пойти запасным маршрутом, что удлинило наш путь еще на один ходовой день. Времени и продуктов - впритык. Теперь нам во что бы то ни стало надо идти вперед.


Макурин Сергей

Поздний приход зимы сказался и в этих краях. Природа, словно отыгрываясь за опоздание, сыпала и сыпала снегом. Лавины сходили даже там, где их не должно было быть в принципе. Мы оказались свидетелями и чуть-чуть - участниками одного из таких случаев. Три лавины подряд сошли на наших глазах. Причем каждая последующая лавина возникала от грохота предыдущей. Поначалу, когда лавина еще слаба, она перекатывается через маленькие деревца на склоне, пригибая их как плети, но внизу с грохотом ломает и погребает под собой вековые деревья.


слева Якушев Алексей

Снег глубок, но, тактически правильно построив наше движение, мы преодолеваем по 20 км в день.
Постоянно преследовавшая нас непогода не позволила нам совершить восхождение на вершину хребта Сабли. Лишь на несколько минут нам открылась панорама хребта: гигантский скальный гребень возвышается над промерзшими болотами.
Уходили мы Аранецким перевалом. Узкий проход между двумя мрачными скалами, одинокие кривые лиственницы, а справа - покрытые облаками крутые снежные склоны Саблинского хребта.
Таким нам запомнилось прощание с Приполярным Уралом.
За перевалом - занесенная по самую крышу избушка, где мы встретили первых за 20 дней людей - туристов из Котласа, уже неделю ожидающих возможности подняться на Саблю.


слева направо: Макурин Сергей, Соловьев Александр, Бочкарев Евгений, Якушев Алексей, Канов Михаил, присел Прохоров Борис

За полтора дня преодолев 60 км, мы закончили поход в поселке Приуральский, на берегу Печоры. Позади - лыжня длиною 300 км, впереди - дорога домой. А потом... Что будет потом, можно сказать строчками из песни:
Взгляд на вершину брось
в последний раз,
Слово ей заветное шепни.
Горы обойдутся и без нас,
Только нам без них
не обойтись...

Административная принадлежность: Ханты-Мансийсий автономный округ (г. Ханты-Мансийск) и республика Коми (г. Салехард). Однако неофициально столицей Приполярного Урала считают город Инту , которая является центральным транспортным узлом Приполярного Урала, расположившись на железнодорожной трассе Москва-Воркута или Москва-Лабытнанги.


Население: так же как и на Полярном Урале, населения здесь, как такового, нет. Коренным населением Приполярного Урала являются манси и коми-зыряне, которые покинули эти края после большой эпидемии, убившей все их стада. Коренное население было вынуждено сняться с насиженных мест и переместиться вниз по рекам в долину.


Населенных пунктов в горных районах Приполярного Урала нет, если не считать отдельные стоянки оленеводов и геологов: крупные населенные пункты есть только в равнинных районах Урала. Западный склон еще более-менее обитаем, на восточном же, кроме поселка Саранпауль и единичных стоянок, нет больше ничего.


География: Приполярный Урал - самая высокая часть Урала, территориально ограниченная горой Тельпосиз на юге и истоками на севере. Высшая точка Приполярного Урала - (1895 м). Общая площадь горного массива составляет 32 тысячи кв.км. Хребты Приполярного Урала отличаются альпийскими формами рельефа, высокими вершинами, асимметричными склонами, высокими перевалами и глубокими речными долинами с высокими скальными стенками. Самые высокие хребты сконцентрированы в центральной части массива.


Самые крупные реки Приполярного Урала - , - принадлежат к бассейнам Карского и Баренцева морей.



В Югыд Ва популярны также экотуризм и этнографический туризм : некоторые туристические компании организовывают туры в поселения оленеводов и проживание там с погружением в бытовые особенности повседневной жизни заводчиков северных оленей.


Как добраться: географически нацпарк Югыд Ва расположен на территории республики Коми, а точнее - районов Интинского, Печорского и Вуктыльского. Дирекция парка находится в городе Вуктыл, филиалы - в городах Инте и Печора: дирекцию необходимо посетить для того, чтобы взять разрешение на прохождение маршрута на территории национального парка. Здесь же можно организовать заброску в нужную точку начала маршрута - дирекция национального парка может в этом поспособствовать.


Попасть в парк можно из городов Вуктыл, Инта, Печора, поселков Сыня, Аранец, Косью, Кожим-рудник, Кожим, Приуральский и некоторых других: все зависит от того, какую цель ставит перед собой группа. До деревни Подчерье - единственного населенного пункта, расположенного на территории нацпарка - ходит рейсовый автобус из Вуктыла. В сам же Вуктыл можно доехать на автобусе или нанятой автомашине от Ухты.


Города Инта, Печора, а также поселки Сыня, Аранец, Косью, Кожим-рудник - это станции Северной железной дороги с сообщением Москва-Ворукта или Москва-Лабытнанги. При этом следует обратить внимание на то, что скорые поезда в маленьких поселках и на полустанках не останавливаются.


Из Инты идет грунтовая дорога в горы, по которой вряд ли можно проехать на обычном легковом автомобиле, так что лучше нанять Урал или ГАЗ. Традиционно, все маршруты начинаются от озера Большой Болбанты (130 км от Инты), куда путешественников доставит вездеходный уральский автотранспорт. Есть также варианты автомобильной заброски на турбазу Санавож (100 км от Инты) и переправу через реку Кожим (80 км от Инты).

Альпинизм на Приполярном Урале

Саблинский хребет и гора Сабля


Описание маршрута: Саблинский хребет расположен в республике Коми и является наиболее техничным и интересным маршрутом для альпинистов. Самая высокая точка - гора Сабля (1497 м), которую облюбовали и альпинисты, и горники, и на то есть веские причины. Саблинский хребет - один из красивейших хребтов Приполярного Урала. Помимо этого, он обладает еще одним неоспоримым достоинством: отделившись к западу от основного массива Уральских гор, он является более доступным для проведения радиальных вылазок с окрестных рек и допускает значительные вариации при составлении пешего или горного маршрута. Саблинский хребет, благодаря своей высоте, виден издалека - буквально за 100 км - и так и притягивает к себе искателей приключений своими белоснежными вершинами. Крутые, отвесные восточные склоны Саблинского хребта доступны только для альпинистов со специальным снаряжением.


Основная вершина - гора Сабля - представляет собой пик в форме сабли, нависающей к востоку. Западный склон Сабли более пологий - около 30°, восточный - более крутой, около 60°, ближе к вершине склон обрывается отвесными стенками, богат ледниковыми цирками, снежниками и каровыми озерами. Западный склон рекомендуется для пеших восхождений, восточный - для альпинизма.


Подъем по западному склону частично пролегает через хвойный лес, который заканчивается на высоте 600 м, сменяясь лиственницей, мхами и камнями вулканических пород. Восходя к вершине, не забывайте любоваться постепенно открывающимися видами на речную долину Печоры: вдали можно увидеть и сам город Печору, и участок Северной железной дороги. Но самый потрясающий вид ждет путешественников на вершине Сабли: отсюда виден почти весь Урал.


Как добраться: от железнодорожной станции Печора Северной железной дороги на нанятом автотранспорте (Урал, ГАЗ).

Гора Народная (Поэнгурр)


Описание маршрута: гора Народная (с ударением на первый слог) - самая высокая точка Уральских гор: 1895 м над уровнем моря. Манси называли ее красивым словом Поэнгурр, что в переводе с мансийского означает «верхушка, макушка, голова».


Гора Народная располагается на территории Ханты-Мансийского Автономного округа, в пределах национального парка Югыд Ва, и отличается труднодоступными склонами и платообразной, плоской вершиной. Для восхождения наиболее приспособлен северный склон горы, а предпочтительное время года для этого, разумеется, лето - примерно с июля до середины августа. Склоны Народной богаты карами, в которых есть чистейшие озера, ледники и снежники.


Однако Народная привлекательна не только как высшая точка, с которой можно увидеть почти весь Урал - насколько хватит глаз. Альпинисты также облюбовали ее западный и восточный склоны для сложных восхождений и тренировок.


Как добраться: для того чтобы попасть на гору Народная, необходимо получить разрешение дирекции нацпарка Югыд Ва, на территории которого расположена гора. Дирекция находится по адресу: Верхняя Инта, ул. Дзержинского, 27а. До Верхней Инты, в свою очередь, можно добраться на поезде Северной железной дороги. Здесь же, в дирекции, можно заказать автомобиль, на котором можно доехать от Инты до промышленной базы «Желанная», расположенной недалеко от озера Большое Болбанты. От базы потребуется преодолеть расстояние порядка 15 км до подножия горы, двигаясь вверх по течению реки Балбанью.

Пешеходные и лыжные маршруты Приполярного Урала

Туристическая база «Озерная» и приют «Верхний Вангыр»

Очень удобно начинать пешие и лыжные маршруты, а также комбинированные (пеше-водные) маршруты с удобно расположенной на Приполярном Урале туристической базы «Озёрная» и приюта «Верхний Вангыр» . Здесь же маршруты можно и завершать, либо намечать базу как один из промежуточных пунктов на маршруте: для отдыха, пополнения припасов или (не дай бог) получения медицинской помощи.


От базы «Озерная» можно совершать как пешие и лыжные, так и водные вылазки длительностью от 1-2 дней до нескольких недель. База расположена в прекрасном месте: речной долине Войвож-Сыни. В непосредственной близости от нее расположились две прекрасные вершины: Сундук и Шуда-Из, на которые все желающие могут совершить радиальные восхождения в порядке разминки перед более сложным походом.


Отсюда же возможно выйти на маршруты по , к леднику Гофмана , и покорить красивый безымянный хребет в истоках реки Озерной, а также совершить несложную прогулку в живописной долине реки Озерная : вариантов масса, на любой вкус, на любой уровень подготовки и на любой срок.


От турбазы «Озерная» до приюта «Верхний Вангыр» можно добраться за один ходовой день, а из «Верхнего Вангыра», в свою очередь, можно начать маршрут по хребту Неприступный, побывать на плато Парнук, и совершить восхождение на - жемчужину Приполярного Урала.


Описание маршрута: Исследовательский хребет расположен в северной части Приполярного Урала, на границе республики Коми и ХМАО. Он простирается на 175 км на север от реки , а высшей точкой его является (1895 м), которая по совместительству также является высшей точкой Уральских гор.


В Исследовательский хребет входят: хребет Торговейиз, гора Кефталык, горы в истоках рек Нямга, Выраю и Кобылаю, горы Неройка, Саленёр, Маньинские, хребет Неприступный, водораздельный гребень в истоках рек Хобею, Народа, Манарага и Балбанью с вершинами Мансинёр, Народная, Карпинского, Дидковского. На севере Исследовательский хребет продолжает хребет Росомаха.


В этом районе можно организовать маршрут любой категории сложности: есть варианты полегче, с пологими и не слишком утомительными подъемами и невысокими перевалами (от 600 до 750 м надо уровнем моря). Например, по южной части хребта в верховьях рек Пуйвы и Торговой, а также между верховьями рек Щекурья, Манья и Большой Паток.

Народо-Итьинский хребет


Описание маршрута: Народо-Итьинский хребет является северо-восточным продолжением Исследовательского хребта, примыкая к нему как бы в шахматном порядке - немного наискось. Народо-Итьинский хребет простирается на 100 км на северо-восток от истока до истока , и, наряду с , и прочие реки западного склона. Однако имеет и свои особенности.


В верховьях река быстрая, русло - узкое, в среднем течении русло расширяется до 50-100 м, в русле появляются мощные пороги и большие камни, берега высокие, скалистые, поросшие густым лесом. Иногда река уходит в узкие скальные ворота. После впадения притока Вангыр Косью поворачивает на север и разливается до 150 м, значительно сбавляя скорость и вытекая на равнинную местность с пологими, заболоченными берегами. В среднем течении можно произвести выброску с маршрута у поселка Косью с одноименной железнодорожной станцией с сообщением Котлас-Печора-Воркута.


В нижнем течении река разливается местами до 500 метров, разбиваясь на бесчисленные рукава и старицы. Течение почти сходит «на нет».


Рыбы на Косью много: семга, сиг, сибирский хариус, таймень, однако помним о том, что на территории нацпарка Югыд Ва рыбалка в любых ее проявлениях категорически запрещена.


Основные препятствия на маршруте: в отличие от некоторых других рек Приполярного Урала, пороги на Косью - именные. Самые известные именные пороги на Косью: Кедровый, Белая Лошадь, Трек и Безгиль. Однако практически все эти препятствия можно назвать «порогом» с большой натяжкой: они в большинстве своем проходятся без просмотра и без страховки - по основной струе между камнями. Исключение составляет порог Безгиль, который по высокой воде может быть опасен сильным прижимом к скале противоположного берега. Оверкиль в самом начале порога не желателен, поскольку за порогом река уходит в тесный десятикилометровый каньон, в котором весьма проблематично проведение спасработ. В русле за порогами и в скальных воротах встречаются глубокие ямы. Самая знаменитая расположена за порогом Безгиль - Круглая яма.


Знаменитая гора Манарага (1663 м) находится совсем недалеко от истока Косью - примерно в 20 км. Поэтому любители гор, ценители неповторимых горных красот и высотных видов должны непременно сходить в радиалку на Манарагу: на это стоит заложить 1 день. Узнать Манарагу можно по характерному зубчатому гребню на вершине, напоминающему медвежью лапу - именно так и переводится с мансийского название этой красавицы-горы.


Притоки Косью: , Вангыр, Большая и Малая Сарьюга, Большая Инта (правая).


Как добраться: так же, как и Кожим, Косью протекает на территории национального парка Югыд Ва. Начинать маршрут следует от истока реки Косью, либо с одного из ее притоков, до которых можно добраться нанятым автотранспортом от города Инта. Наиболее удобная точка выброски с маршрута - станция Косью Северной железной дороги сообщением Москва-Воркута или Москва-Лабытнанги. Станция расположена в среднем течении Косью и хороша для начала «матрасного» сплава.

Большая Сыня

Сезонность: июнь - сентябрь


Описание маршрута: Большая Сыня - левый приток реки Уса, принадлежащей к бассейну Печоры. Это живописная, бурная, порожистая горная река - именно такая, какой и должна быть река на Приполярном Урале. Весь маршрут по Большой Сыне пролегает по территории республики Коми и национального парка Югыд-Ва. В верхнем и среднем течении Большая Сыня местами прорывает тесные скальные каньоны со стенками высотой до 70 м. Верхнее течение Большой Сыни богато порогами и скальными берегами, скорость падения средняя, серьезных препятствий как таковых нет. После последней известняковой скалы Сгорыка Кырта река поворачивает на запад и приобретает равнинный характер и спокойное течение с небольшими перекатами и низкими каменистыми островками, которые делят русло на многочисленные протоки.


Большая Сыня полна рыбы, однако и здесь приходится помнить о запрете на рыбалку на всей территории заповедника Югыд Ва.


Достопримечательности на маршруте: Верхние Ворота Большой Сыни (Сокотово) - главная достопримечательность маршрута, расположенная в верхнем течении реки, и представляющая собой живописный скальный каньон, являющийся к тому же уникальным геологическим объектом. В районе Верхних Ворот река уходит в узкий (60 м) скальный каньон с вертикально стоящими пластами известняковых пород, образуя причудливой формы стены с зазубринами и зубцами, напоминающими руины средневекового замка - именно это место Жуковский назвал некогда «Печорскими Альпами».


По всему маршруту то и дело встречаются окаменелости с четко пропечатанными в них останками папоротников и листьев, возраст которых - около 200 млн. лет.


Как добраться: от железнодорожной станции Сыня ветки с сообщением Москва (Котлас, Усинск) -Воркута на нанятой автомашине до поселка Сыня, откуда и можно начать сплав. Точка выброски с маршрута - железнодорожный мост через Большую Сыню, от которого всего несколько километров до станции Сыня. При желании, сплав по Большой Сыне можно продолжить до впадения в Усу и поселка Усть-Уса, откуда можно добраться нанятым автотранспортом до Печоры (около 120 км).