А тогда еще Константинополь, был не менее блистательной столицей Византийской империи.

Византия возникла вследствие раздела Римской империи на две части. Город на Босфоре, основанный императором Константином, стал центром нового восточного государства. В отличие от западной части Римской империи, восточная ее часть всегда была ближе к греческой культуре, и основным языком здесь также был греческий.

Со временем византийские императоры отдали предпочтение ортодоксальному христианству, предпочтя его католичеству.

После этого не осталось почти ничего, что связывало бы запад и восток Римской империи.

Теперь редко вспоминают, что Византийская империя некогда простиралась через всю Анатолию и дальше на юго- восток, несмотря на отчаянное сопротивление арабов, которые упорно двигались на север из своей цитадели в саудовской пустыне.

В 1071 году, после сражения под Манцикертом, когда византийцы потерпели поражение от турок-сельджуков, началось их оттеснение назад к Константинополю. Но удар, от которого Византия не смогла оправиться, был нанесен ей крестоносцами, в 1204 году захватившими и разграбившими византийскую столицу, вынудив императора бежать.

Два соперничающих правительства немедленно объявились в Трабзоне и Изнике. В 1261 году та ветвь власти, что находилась в Изнике, вытеснила узурпаторов из Константинополя и вернула ему статус византийской столицы.

На 12 и 13 столетия пришлось время Ренессанса византийской культуры. Но османы не дремали. В 1453 году султану Мехмеду II со своим войском удалось захватить Константинополь. Последний византийский император погиб, сражаясь на крепостных стенах города. Константинополь был переименован в Стамбул и стал столицей Оманской империи.

Хотя самые известные памятники времен Византийской империи находятся в Стамбуле, впечатляющие постройки эпохи остались также в Трабзоне, Изнике. Во Фракии сохранились византийские церкви, подобные тем, что можно увидеть на южном побережье Мраморного моря.

В Каппадокии на каждом шагу встречаются вырезанные в скалах церкви и целые подземные города, напоминающие о тех временах, когда жители часто оказывающейся на линии фронта империи вынуждены были скрываться от солдат.

Итак, Топ 10 самых известных византийских памятников Турции:

1. Собор Святой Софии (Айя София), Стамбул

Невозможно, приехав в Стамбул, не увидеть великолепный , построенный императором Юстинианом в 536 году. Купол собора, который спроектировали Исидор Милетский и Анфимий Тралльский, был одним из чудес света своего времени. Теперь, когда удалили леса, более десятилетия портившие интерьер собора, можно, наконец, оценить грандиозный простор этой превращенной сначала с мечеть, а затем в музей византийской церкви.

Айя София сыграла большую роль в турецкой истории. Многие оттоманские султаны похоронены на ее территории. Мозаики Айя Софии – одна из важных составляющие ее славы. Верхняя Императорская Галерея, установленная в 13 веке специально для императрицы и ее свиты, украшена прекраснейшими мозаиками и мраморными фигурами.

2. Церковь Хора (Карие), Стамбул

Если Айя София – это памятник периода расцвета Византийской империи, то церковь Хора, не менее прекрасная, но гораздо меньшая по размеру, относится к периоду Ренессанса 13-го столетия. Расположена она возле Эдирнекапы и городской стены, которая сама по себе является памятником византийского военного инженерного искусства. Мозаики и фрески украшают абсолютно все внутренние стены церкви.

Потолок нартекса, где изображены сцены из Библии, блестит золотом, в то время как фрески боковой часовни (Parecclesion) выполнены в строгих черно-белых тонах, в которые выкрашены одеяния святых, и мягких постельных тонах, которые используются для изображения некоторых наиболее драматичных сцен жизни Иисуса Христа.

3. Музей мозаики Большой Дворец, Стамбул

Византийские императоры жили в обширном комплексе зданий под общим названием Большой дворец. Он занимал большую часть территории между районами Султанахмет и Чанкуртаран. До наших дней сохранились несколько участков стены и коридора бывшего дворца. В некоторых местах остались напольные плиты с мозаиками, где изображены разные аспекты повседневной жизни: от обезьяны, пытающейся поймать птицу, до человека, который доит козу. В настоящее время музей закрыт на реставрацию, но его обещают открыть уже в июне.

В поздний период Византийской империи императоры перебрались во Влахернский дворец. Сегодня от него осталось немного – лишь подземные темницы, которые в настоящее время реставрируются. Поблизости расположена коробка дворца Текфур, который, возможно, некогда являлся частью того же комплекса.

4. Собор Святой Софии (Айя София), Трабзон

Отделившаяся династия Comnenian в Трабзоне украсила город великолепными памятниками позднего византийского периода, несколько из которых дошли до наших дней. Самым знаменитым из них является Собор Святой Софии, построенной между 1238 и 1263 годами. Собор одиноко возвышается на холме, вдали от шумного центра города. Яркие красочные цвета фресок Айя Софии, которые были полностью восстановлены под наблюдением эксперта по искусству Византии Дэвида Райса, поражают воображение.

В Трабзоне сохранились и некоторые другие важные византийские памятники, в том числе руины императорского дворца, который располагался на так называемой «trapezus», возвышенности между двумя долинами, от которой и пошло название города.

Другой памятник – мечеть Фатих, которая изначально была построена как церковь Панагии Крисокепалос. Здесь в свое время короновали императоров. Еще есть в Трабзоне внешне ничем не примечательная церковь, которая когда-то была частью монастырского комплекса Каймаклы. Время его постройки датируется 1424 годом. Некоторое время здание использовалось в качестве сенного сарая, где за сеном были скрыты удивительной красоты фрески. Сегодня здание находится в частной собственности, но владельцы обычно охотно пускают туда посетителей.

5. Монастырь Сумела

В самом сердце Анатолии, в Каппадокии, находятся древние поселения троглодитов. Это лучше всего сохранившийся в Турции памятник сельской жизни византийской эпохи. Наиболее впечатляют вырезанные в скальных породах церкви, расписанные фресками. В большинстве своем они датируются 9–12 столетием. В церквях есть даже колонны, хотя они выполняю в основном декоративную функцию.

Часть скальных церквей находится под защитой на территории музея под открытым небом Гёреме. Две из них, наиболее интересные из всех, стоит непременно посмотреть – это церкви Каранлык и Токалы.

В эпоху Византийской империи многие жители Каппадокии жили в домах, которые вырубали в пещерах. В случае нападений врагов и прочих катаклизмов они укрывались в подземных городах. Города эти представляют собой лабиринты комнат, связанные между собой туннелями. Подземные города Каппадокии насчитывают до десяти этажей вглубь земли. Наиболее популярные из них – города в Деринкую и Каймаклы. Но есть и много других, в которые редко забредают туристы.

8. Собор Святой Софии (Айя София), Энез

Немногие из иностранных туристов добираются до города Энез, который находится на берегу залива Сарос у границы с Грецией. Между тем, здесь, у самого моря, лежат руины Собора Святой Софии, построенного в 6 в. н.э. По всей видимости, это было внушительное сооружение. Неподалеку находится еще одна церковь гораздо меньшего размера.

9. Малый собор Святой Софии, Визе

Путешественники, направляющиеся в Эдирне или Кыйыкёй во Фракии, могут сделать остановку в Визе. Здесь недавно была реконструирована церковь Святой Софии, относящаяся к 6-му веку. Теперь в церкви устроена мечеть Гази Сулейманпаша. Со времен Византии сохранились также башни, затерянные на склонах поросших лесом холмов. Когда-то они были частью городской стены.

10. Церковь Святого Стефана, Трилье

В небольшом городке Трилье (Зейтинбагы), расположенном на южном берегу Мраморного моря, отчетливо ощущаются следы греческой культуры, что неудивительно, учитывая, что греки жили здесь вплоть до 1923 года. Из трех кирпичных византийских церквей, дошедших до наших дней, лучше всего сохранилась церковь Святого Стефана, датирующаяся 8 веком. Правда, она была довольно неуклюже преобразована в мечеть.

Бесценный вклад в развитие мировой культуры внесла Византийская империя. В культуре Византии важное место занимала религия. Это государство сыграло ключевую роль в распространении христианства на Западе и Востоке. После раскола церкви на православную и католическую Византия стала настоящим символом православной веры. В византийской культуре очень многое связано с религией. Религия это замечательная духовная пища для людей. Однако, кроме религиозных учений, уставов и канонов в ней важную роль играет искусство великолепной красоты. В Византии было построено много необычайно красивых храмов, написано много изумительных икон, создано большое число прекрасных мозаик и фресок.

Среди достопримечательностей византийской культуры можно выделить величественный Софийский собор в Константинополе. Он был построен в 4-ом веке н.э. при императоре Константине Великом. В 415 году храм сгорел, но в 6-ом веке при императоре Юстиниане он был построен заново. Софийский собор был долгое время самым величественным и большим храмом христианского мира. Однако в 1453 году Константинополь был захвачен турками-османами. После чего Софийский собор был переделан в мечеть, которая получила название Айя-София. С 1935 года она носит статус Музея.
Важное место в византийской культуре занимает Афонский монастырь. Он находится на территории православного государства Греции и притягивает большое число паломников.

Византийская империя внесла большой вклад в развитие русской и мировой культуры. Еще во времена Древней Руси в ее городах были по примеру Константинополя построены Софийские соборы – в Киеве, Новгороде и Полоцке (позднее в Вологде).
Пусть Византийская империя уже давно прекратила свое существование, но культура Византии жива и мы должны помнить о ней и оберегать её.

Ниже на фото вашему вниманию представлены предметы византийской культуры, хранящиеся в музеях Москвы и Санкт-Петербурга


Пластина с императором Константином VII коронуемым Христом,
945 год, Константинополь

Территорию Византии населяло свыше двадцати народов, из которых почти каждый обладал своей оригинальной культурой, восходившей еще к глубокой древности. Наряду с греками в сложении византийской культуры принимали участие египтяне, сирийцы, народы Закавказья, особенно армяне, народы Крыма, а также многочисленные в империи славяне. Византийские Императоры, военачальники, ученые, писатели, художники, архитекторы и церковные деятели выходили из самых разнообразных этнических групп населения Византии.

Сложный характер византийской культуры, в которой скрещивались многообразные влияния, виден прежде всего на произведениях искусства и художественного ремесла. Так, храм Софии, построенный при Юстиниане по планам двух малоазийских архитекторов-Исидора из Милета и Анфемия из Траллиса, - представляет своеобразное сочетание плана западной базилики с восточным конструктивным типом - грандиозным купольным перекрытием. В кружевном орнаменте карнизов, в разноцветных мозаиках, которыми украшены верхние части храма, также видно слияние восточных и античных западных мотивов.

Если мы возьмем образцы византийских узорчатых шелковых тканей, то в мотивах узоров мы откроем иранские, индийские и другие восточные влияния (стилизованные слоны, львы, геральдические птицы), в то время как в техническом отношении здесь можно проследить прямое продолжение античных традиций. Византийские ювелирные изделия, отличающиеся нередко большим художественным вкусом, точно так же отражают влияние античного искусства, воспроизводя наряду с религиозно-христианскими сюжетами и сцены из античной мифологии.

Если мы обратимся к духовной культуре Византии, то и здесь увидим, с одной стороны, наличие разнообразных скрещивающихся влияний, с другой - непрерывную античную, традицию. В отличие от Запада здесь никогда не прекращали читать и изучать древнегреческих ученых, философов, историков и поэтов. Последний центр языческой философской мысли - Афинская высшая школа - существовала здесь до 529 г., когда она была закрыта Юстинианом, т. е. значительно дольше, чем западные центры образованности. Изучение же римского права в школах Александрии, Бейрута, Константинополя никогда и не прерывалось. В этих городах на базе юридического и философского образования возникают своего рода университеты, из которых наибольшей известностью пользовался Константинопольский университет. По штатам, установленным для него императорским указом 425 г., здесь числились 31 профессор, преподававшие риторику, грамматику, философию и юридические науки.

В VIII в. в связи с иконоборчеством и реформаторской деятельностью Исавров светская научная мысль и светская литература отступают на задний план перед богословскими сочинениями. К этому времени относится литературная деятельность двух столпов иконо-почитания Иоанна Дамаскина и Федора Студита. Первый из них в своем «Источнике знания» впервые систематизировал догматы христианства, второй оставил множество писем и трактатов богословского содержания. В IX в. возрождается интерес к светской и особенно античной литературе. Наиболее яркое свое выражение этот интерес получил в деятельности патриарха Фотия, автора «Мириобиблиона» - обширного сборника выписок и отзывов о прочитанных книгах. Это один из наиболее любопытных образцов византийской литературной критики, распространяющейся на несколько сот, главным образом, древних произведений. Вместе с тем произведение Фотия свидетельствует о компилятивном, нетворческом характере византийской научной мысли в IX в. Той же чертой отличаются и произведения X в. - обширные сельскохозяйственная и историческая энциклопедии, составленные по поручению императора Константина VII Багрянородного путем компилирования античного научного наследия; историко-филологический словарь Свиды и многие другие. Впрочем, самому Константину VII принадлежат трактаты «Об управлении государством» и «О церемониях византийского двора», дающие ценные данные о жизни той эпохи и ряд важных историко-географических сведений, в частности о русских землях.

В XI в. наиболее яркой фигурой византийского ученого мира является Михаил Пселл, юрист, философ, филолог, историк и поэт, соединявший с широкой энциклопедической образованностью таланты льстивого царедворца и интригана.

Если в области философской и научной мысли Византия не пошла далее усвоения и комментирования научного наследия античного мира, то в области летописания она дала много оригинальных произведений. Начиная от Зосима в V в., Прокопия Кесарийского и Фвофилакта Симокатты в VI в., через ряд последующих столетий тянется непрерывная полоса «историй» и «хроник», посвященных либо отдельным царствованиям, либо изложению исторических судеб всего человеческого рода «от потопа» и до времени жизни автора. Некоторые из этих хроник, например, Иоанна Малалы, Георгия Амартола и др., оказали сильное влияние и на русское летописание.

Своеобразным памятником византийской культуры - литературного творчества являются также бесчисленные жития святых, ценные для современного историка обилием рассыпанных в них бытовых деталей и исторических данных. Византийская житийная литература еще более широко проникла на Русь, чем историописание, сделавшись излюбленным чтением русских книжников и оказав большое влияние на древнюю русскую литературу.

Художественная литература в культурном наследии Византии занимает сравнительно скромное место. По своей тематике и форме она была вначале связана с античной литературой, но затем здесь возобладали церковные влияния. Наиболее замечательным образчиком византийского светского романа является «Сказание о Дигенисе Акрите», напоминающее по своему характеру произведения западноевропейского феодального эпоса («Песнь о Роланде», «Сид» и т. д.). «Сказание о Дигенисе» пользовалось большой популярностью на Руси, о чем свидетельствует ряд сохранившихся русских рукописей этого произведения. Из Византии на Русь приходили также многочисленные сборники поговорок, изречений, высказываний «отцов Церкви», известные под названиями «Цветов», «Пчел» и пр.

В противоположность феодальной культуре раннего западного средневековья, византийская культура никогда не была исключительно церковной. Наоборот, светские элементы в ней подчас даже преобладали. Точно так же византийская школа, а следовательно и образованность общества были менее зависимыми от церкви, чем на Западе. Вот почему проникновение на Русь византийских культурных влияний, хотя и шедшее под флагом христианства и церковного строительства, могло в свое время оказаться плодотворным и для развития русской светской культуры.

Возникновение

Считая себя наследниками античного могущества римской державы, византийские императоры стремились восстановить ее территорию, вкладывали большие средства в строительство и укрепление Константинополя - второго Рима.

Наивысшего экономического и культурного расцвета Византия достигла в VI в. при императоре Юстиниане, наемная армия которого утвердила византийское господство на всем Средиземном море. Однако это были последние крупные военные успехи централизованной монархии. Развитие феодальных отношений, усиление местных правителей в дальних провинциях, восстания рабов и крестьян, стремление молодых феодальных государств овладеть центром мировой торговли приводят к сокращению территорий Византии и. наконец, к падению Константинополя.

Историческая характеристика

В архитектуре Византии хорошо прослеживаются этапы накопления и слияния опыта римской и восточной школ. Здесь, как и повсюду в периоды централизации власти, строятся крупнейшие официально - культовые сооружения. И, наоборот, междоусобная борьба феодалов и нашествия отражены в сокращении масштабов строящихся объектов, усилении разницы в художественном и конструктивном подходе к архитектуре в разных частях империи.

Византийская архитектура прошла в своем развитии три этапа:

  • ранне - византийский (V - VIII вв.) - когда происходило взаимосвязанное становление купольных конструкций и композиционных принципов центричных зданий;
  • средневизантийский (VIII - XIII вв.) с выработкой крестовокупольного типа культового здания;
  • поздневизантийский (XIII - XV вв.), характерный отказом от монументальных храмов и переходом к строительству небольших сооружений изысканной архитектуры.

Строительные особенности

Константинополь всегда оставался центром архитектурной деятельности византийских императоров. Мощные крепостные стены, прикрывающие город с моря и суши, были возведены еще в V в. Мосты, дороги, маяки, укрепленные гавани, замки и башни на подступах к столице показывают, какое значение придавалось оборонительному строительству в Византии.

Лучевая планировка улиц, сходившихся к площади с императорскими дворцами, собором и ипподромом, подчеркивала абсолютизм императорской власти. Город не имел проточной воды, поэтому для его водоснабжения сооружались акведуки и подземные водохранилища - цистерны, служившие позднее складами и убежищами. Возведение сводчатых перекрытий над цистернами было хорошей школой мастерства для византийских строителей. О гражданской застройке раннего Константинополя известно мало, но, по описаниям современников, существовали дворцы, кварталы ремесленников и купцов, рыночные площади, строились крупные мастерские, гостиницы, цирки, театры, библиотеки. С укреплением позиций христианской церкви и возникновением монашеских общин главными объектами строительства становятся монастыри (с Х в.).

Удлиненная в плане раннехристианская базилика и округлый в плане мавзолей, получившие впоследствии распространение в строительстве Западной Европы, преобразуются в Константинополе в различные типы храмов центричной композиции. Особенность ранних византийских церквей - выделенное центральное пространство, перекрытое куполом. Символизируя небесную сферу, купол осенял императора, восседавшего во время богослужений среди своих приближенных.

Византийской архитектурой был решен целый ряд технических и конструктивных проблем.

Стены зданий в Константинополе возводились кирпичной кладкой на толстых слоях известкового раствора с добавлением толченого кирпича - цемянки. Кирпич имел вид тонкой, около 5 см, широкой пластины - плинфы. Таким образом, основной массив стены составлял раствор, из которого плинфы отсасывали воду и корректировали направление кладки. Такая кладка с широкими розовыми полосами раствора и слоями кирпича (иногда - рядами камня) получила название византийской. Позднее в самой Византии и странах, испытавших влияние ее архитектуры, этот технический прием даст начало декоративной обработке фасадов фигурной кирпичной кладкой, чередующимися светлыми и темными полосами облицовок.

Характерные черты

Камень включался в конструкцию стен преимущественно при строительстве в горных районах. Особенностью сирийской архитектурной школы была кладка без раствора из хорошо пригнанных каменных блоков. На эту технику опиралось развитие и армянской архитектуры - в раннее средневековье Киликийская Армения располагалась на побережье Средиземного моря рядом с Сирией.

Бетонная техника была забыта: природный цемент - пуццолана - добывался только в Италии, а дешевой рабской силой для производства бетонных работ Византия уже не располагала.

Базилика в Турманине (Сирия) V в. фасад, схема разреза

Деревянные стропильные фермы раннехристианских базилик перемежались каменными арочными перемычками, как в базилике Турманина. Эта базилика интересна еще и размещением главного входа между двумя башнями. Прием этот будет подхвачен и развит романской и готической архитектурой Европы.

С переходом и строительству зданий центричной композиции ведущее место в Византии занимает разработка купольных и сводчатых конструкций. Восточные строители возводили своды и купола без применения опалубки монолитной кладкой наклонными рядами. Для такой техники кирпичная плинфа была наиболее подходящим материалом. Низкие прочностные качества раствора вынуждали делать своды очень толстыми, что нередко приводило к их обрушению, особенно при больших пролетах.

Основными формами византийских перекрытий были полусфера и полуцилиндрический свод, удобные для возведения с применением вороба приспособления в виде рейки или веревки постоянной длины, закрепленными одним концом в геометрическом центре пролета; другим концом отмечалось положение каждого ряда кладки.

Использование вороба позволило перейти от крестовых римских сводов н парусному, имеющему вид обрубленного с четырех сторон купола, форму, близкую к полному куполу, дало увеличение числа опор, например до восьми.

Результатом поисков было сочетание парусного свода с венчающим его куполом. В этой схеме удачно решались вопросы перехода от квадратного плана помещения н круглому куполу с обеспечением равномерности нагрузки его основания на паруса и сокращением числа опор. Причем венчающий купол для сокращения размеров опасного участка почти горизонтального завершения (скуфьи) должен иметь более крутой профиль.

Чтобы уравновесить систему парус - купол, в пространственную схему здания вводили дополнительные объемы, завершенные сводами или полукуполами, погашающими распор центральной конструкции. Так сложились ведущие конструктивные системы Византии. На их основе были разработаны разнообразные типы христианских культовых сооружений: церкви, мавзолеи, баптистерии центричной композиции, купольные базилики, крестовокупольные храмы.

Типы сооружений

Первые центричные сооружения христианской церкви в Византии свидетельствуют только о начале поиска конструктивных средств выражения идеи единства церкви и государства в лице императора.

Собор св. Софии в Константинополе, задуманный как идеологический центр огромной империи, должен был своим великолепием затмить римский Пантеон. Но смелый конструктивный замысел и продуманная композиция храма (архитекторы Исидор из Милета и Анфимий из Тралл) воплощались в жизнь с большими трудностями из - за отсутствия опыта возведения таких грандиозных сооружений, несовершенства строительной техники и массивности конструкций.

Собор св. Софии в Константинополе. 537 г. Аксонометрический разрез.

Здание собора размером в плане 75x72 м и высотой до верха купола 57 м представляет собой купольную базилику со средним нефом шириной 31 м. Центральный купол опирается посредством парусов на мощные опоры каждая размером 5,3x7,5 м в плане.

В продольном направлении распор от купола погашается системой полукуполов, в поперечном - мощными контрфорсами и двухъярусными боковыми нефами.

Обширное пространство главного нефа отделялось от боковых арочными колоннадами, придающими масштабность интерьеру и привлекательность различным ракурсам живописных перспектив внутреннего пространства. Собор пронизан лучами света от расположенных вверху окон, а гигантский купол кажется парящим в воздухе без опоры - свет, проникающий сквозь частые окна барабана, как бы дематериализует его простенки.

Мечеть Фетие - Джами в Константинополе. XIII - XIV вв. Южный фасад.

В византийской архитектуре V - VIII вв. главным объектом художественной разработки становится интерьер. Пышной отделке интерьеров дорогими облицовками, мозаичными картинами или фресками противопоставлялся суровый наружный вид замкнутого пирамидального объема храма, стены которого украшали только арочные завершения проемов.

Крестовые походы, соперничество Венеции, набеги турок подрывают могущество Византийской империи и масштабы строительства здесь сокращаются. Резче выявляются особенности местных архитектурных школ в Малой Азии, Греции, самом Константинополе. Основной объем культового строительства приходится теперь на монастыри, где жилые и хозяйственные постройки, примыкающие к прочным стенам, окружали небольшие церкви.

В этот период, средневизантийский, наиболее широкое распространение получает крестовокупольный тип храма, в котором центром здания по - прежнему остается купол на парусах; его распор погашался примыкающими к парусам с четырех сторон сводами. Перекрытая таким образом конструктивная ячейка имела вид креста, вписанного в прямоугольный объем церкви, дополненный апсидами. Слиянием нескольких крестово - купольных церквей на затесненных монастырских дворах достигалась живописная асимметричная композиция объемов с разновысокими куполами. Уделяется больше внимания декоративной обработке фасадов аркатурными поясами, ложными проемами, пилястрами.

Формирование византийских систем перекрытий: а - римский крестовый свод: б - вспарушенныи свод на четырех опорах: в - вспарушенный свод на восьми опорах, г - купол на парусах; д - купол на парусах с погашением распора боковыми полукуполами; е - крестовокупольная система перекрытия
Крупные крестовокупольные храмы могли иметь несколько куполов. Собор Сан - Марко в Венеции объединяет в одном здании пять крестово - купольных систем. Его купола, вначале пологие, были надстроены вытянутыми вверх сложными луковичными объемами.

К середине XIV в. Византия сохранила за собой только Балканский полуостров и последний этап развития ее архитектуры связан с южной Грецией. Здесь уже не строили монументальных храмов. Небольшие церкви и часовни живописно располагались на естественном рельефе горных склонов вместе с многочисленными пристройками. Возведение миниатюрных и изящных построек по хорошо отработанной крестовокупольной системе не представляло конструктивных проблем и все внимание зодчих сосредоточилось на решении композиционных и декоративных задач. Фасады украшались фигурной кладкой из кирпича или тесаного камня; тесные интерьеры, вытянутые вверх, расписывали фресками и отделывали мозаикой.

С утратой Константинополем всех своих обширных территорий многие христианские церкви оказались на землях, захваченных турками, - их превратили в мечети, они были перестроены соответственно требованиям ислама, росписи и мозаики на библейские сюжеты были уничтожены и заменены арабской вязью текстов из Корана. После падения Константинополя к собору св. Софии пристроили минареты.

С разделом христианской церкви на католическую (западную) и православную (восточную) в 1054 г. и углублением различий в церковных церемониях в Западной Европе наибольшее распространение получают базилика и купольная базилика, а на востоке, в том числе и в России, - крестовокупольный храм.

Византийская архитектура оказала сильное влияние на формирование романской, готической архитектуры Западной Европы, итальянского Возрождения; ее прямым продолжением было зодчество Сербии, Болгарии, Армении и Грузии, России. С подражания византийским храмам началась архитектура турецкой Османской империи. Но византийские заимствования подверглись, конечно, глубокой переработке в национальной архитектуре каждой страны. Существовало и обратное влияние - на византийских стройках работали армянские, сирийские, сербские, арабские архитекторы.

Внесла неоценимый вклад в европейскую культуру. Литература, архитектура, философия, история, другие науки, система государственности, законы, искусство и мифы Древней Греции заложили основу современной европейской цивилизации. Греческие боги известны во всем мире.

Греция сегодня

Современная Греция мало знакома большинству наших соотечественников. Страна находится на стыке Запада и Востока, соединяя Европу, Азию и Африку. Протяженность береговой линии составляет 15 000 км (с учетом островов)! Наша карта поможет найти самобытный уголок или остров , на котором еще не бывал. Мы предлагаем ежедневную ленту новостей . Кроме того, много лет мы собираем фото и отзывы .

Отдых в Греции

Заочное знакомство с древними греками не только обогатит Вас пониманием того, что все новое – это хорошо забытое старое, но и побудит отправиться на родину богов и героев. Где за развалинами храмов и обломками истории живут наши современники с теми же радостями и проблемами, как и их далекие предки тысячелетия назад. Вас ждет незабываемый отдых , благодаря самой современной инфраструктуре в окружении девственной природы. На сайт Вы найдете туры в Грецию , курорты и отели , погода . Кроме того, у нас вы узнаете как и где оформляется виза и найдете Консульство в Вашей стране или греческий визовый центр .

Недвижимость в Греции

Страна открыта для иностранцев, желающих приобрести недвижимость . Любой иностранец имеет на это право. Только в приграничных районах не гражданам ЕС необходимо получить разрешение на покупку. Однако поиск законных домов, вилл, таунхаусов, квартир, правильное оформление сделки, последующее обслуживание представляют непростую задачу, которую много лет решает наша команда.

Русская Греция

Тема иммиграции остается актуальной не только для этнических греков, живущих за пределами своей исторической родины. На форуме для иммигрантов обсуждаются как юридические вопросы , так и проблемы адаптации в греческом мире и, вместе с тем, сохранения и популяризации русской культуры. Русская Греция неоднородна и объединяет всех иммигрантов, говорящих на русском языке. В то же время, в последние годы странане оправдывает экономических ожиданий иммигрантов из стран бывшего СССР, в связи с чем мы наблюдаем обратное переселение народов.