• В прошлом резиденция императоров , сегодня ‒ парадная резиденция президента России.
  • Огромный дворец, строительство которого длилось 10 лет , появился в Кремле в XIX веке при Николае I.
  • В здание включены остатки более ранних построек: Теремной дворец, девять церквей и Грановитая палата.
  • Большой Кремлевский дворец длиной 125 метров, высота его 47 метров, а общая площадь здания составляет 25 000 кв.м .
  • В резиденции огромный вестибюль, около 700 комнат и пять залов, которые используются для встреч на высоком уровне и государственных церемоний.
  • Для посетителей открыто «Малахитовое фойе», где можно увидеть портреты всех русских государей.

Большой Кремлевский дворец – уникальный архитектурный ансамбль и знаковый для Москвы музей. Когда-то в нем располагались покои императорской семьи, а сейчас — парадная резиденция президента России. Дворец открыт для посещения только в составе организованных экскурсий, которые проводятся по графику, заранее согласованному с Федеральной Службой Охраны. Личные покои императоров с подлинной обстановкой, трон и орденные залы, роскошные интерьеры и росписи – Дворец поражает своей красотой и величием.

Строительство дворца

Еще в царствование императрицы Екатерины II архитектор Василий Баженов предложил возвести гигантский новый дворец в Кремле, но из-за сложности и дороговизны его проект не был воплощен в жизнь. Новая резиденция в Кремле появилась по указу внука императрицы, Николая I. Дворец строился почти десять лет, с 1838 г. по1849 г. Работа над ним объединила выдающихся русских художников и архитекторов — Н. Чичагова, В. Бакарёва, Н. Шохина, П. Герасимова, Ф. Солнцева.

Автор проекта – признанный мастер Константин Тон. Император Николай I принимал непосредственное участие в поисках архитектурного стиля для дворца. Строить новую резиденцию решили в традициях «византийско-русской архитектуры». Считается, что за основу проекта был взят облик с его монументальными формами, созданного Андреем Штакеншнейдером. На месте старых построек XV ‒ XVIII вв. возвели здание, поражающее своими размерами и гармонией линий. Длина Большого Кремлевского Дворца 125 метров, высота ‒ 47 метров, общая площадь – 25 000 квадратных метров. Снаружи он кажется трехэтажным, но на самом деле в нем два этажа.

При детальном изучении проекта эксперты обнаружили множество перекличек с дворцовыми постройками XV ‒ XVIII вв., стоявшими на этом месте ранее. Окна нижнего яруса в современном дворце соответствуют аркам подклета дворца XV в., наружная галерея ‒ внешним переходам, а терраса похожа на старинное гульбище. Во дворце также был Зимний сад – своего рода повторение висячих садов царя Алексея Михайловича. В состав Большого Кремлевского дворца были включены особо ценные части предыдущих построек: Теремной дворец царя Алексея Михайловича, девять храмов (старейший из которых относится к XIV в.), Грановитая палата XV в. В резиденции около 700 комнат, огромный вестибюль и пять величественных залов.

В 1849 г. дворец был тор жественно освящен в присутствии императора Николая I. Параллельно началось строительство в том же стиле здания . С его постройкой ансамбль Большого Кремлевского дворца был окончательно сформирован. Здания соединены надземным переходом. После социалистической революции 1917 г. и переезда советского правительства в Москву многие помещения дворца стали использоваться как жилые. В наши дни во Дворце проводится церемония инаугурации президента России, проходят встречи на высоком уровне, вручаются ордена ‒ высокие государственные награды Российской Федерации.

Посетители могут попасть в Кремлевский дворец со стороны на Соборной площади. Рядом - парадное крыльцо Грановитой палаты Кремля, оно украшено фигурами львов и закрыто золоченой решеткой.

Стилевое решение ансамбля

Внешний облик Дворца подчеркнуто строгий: он украшен большим количеством лепных элементов, которые частично копируют декоративные украшения XVII в. Чтобы здание не выбивалось из общего ансамбля Кремля, в его внешнем оформлении используются «элементы русского стиля», характерные для более ранних построек. С верхней точки обзора видно, что первый этаж дворца выступает вперед и образует открытую террасу. Арочные окна первого яруса разделены тонкими простенками и внешне напоминают закрытую галерею, облицованную натуральным камнем. Второй этаж с двумя ярусами окон разделен пилястрами и украшен декоративными наличниками в «русском стиле» с двойными арками и гирькой посередине. Дворец заканчивается «трибуном» ‒ архитектурным возвышением, которое венчает золотая балюстрада. Его украшают «кокошники» — полукруглые декоративные элементы и исторические гербы царств, входивших в состав Российской империи: Московского, Казанского, Астраханского, Таврического, Финляндского и Польского.

Залы Дворца

Вестибюль дворца представляет собой анфиладу отделанных мрамором залов с полированными гранитными колоннами. На второй этаж ведет огромная парадная лестница. Перекрытый арками свод, красная ковровая дорожка, парадный вход дворца, обращенный к Москве-реке, – эту часть дворца легко узнать по запоминающимся кадрам церемоний инаугураций президентов России. Именно по этой лестнице поднимались Б. Ельцин, В. Путин и Д. Медведев перед принятием присяги. Поднявшись наверх, каждый посетитель видит огромную картину «Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет», созданную художником С. Присекиным в 1983 г.

Круглый проходной зал, расположенный в центре дворца, называется Владимирским . Он посвящен Ордену Святого равноапостольного великого князя Владимира. Правивший в конце X ‒ начале XI вв. киевский князь смог сплотить племена восточных славян и принял православную религию в качестве государственной. Зал по форме напоминает римский Пантеон, он также освещается сверху круглым окном.

Старейшим помещением дворца (и всей Москвы) является , построенная в 1487‒1491 гг. Марко Руффо и Антонио Солари. Снаружи она украшена рустовкой и напоминает постройки итальянского Возрождения. Перед ее входом – Красное крыльцо, на котором обычно подавали жалобы царю в XV ‒ XVII вв. В палате уникальные фрески на библейские сюжеты, редкий по красоте паркет и блистающие золотом интерьеры.

– это зал самого почетного военного ордена Российской империи – Ордена Святого Великомученика Георгия Победоносца. Орден был утвержден императрицей Екатериной II в 1769 г. за боевые заслуги и храбрость на поле боя. Здесь проходили собрания георгиевских кавалеров. На стенах высечены названия 545 армейских соединений и более 10000 фамилий офицеров и генералов. Среди них великие русские полководцы XVIII-XIX веков: А. Суворов, М. Кутузов, П. Багратион, Ф. Ушаков, П. Нахимов.

Александровский зал назван в честь Ордена Святого благоверного князя Александра Невского, который был учрежден в 1725 г. императрицей Екатериной I в честь святого покровителя Санкт-Петербурга.

Андреевский зал посвящен высшему ордену Российской империи и современной России – ордену Святого апостола Андрея Первозванного. Андреевский зал изначально считался главным императорским залом Московского Кремля , в нем был установлен трон императора. Восстановленный трон под балдахином, украшенным бархатом и горностаевым мехом, можно увидеть и сейчас. В советские времена на месте трона был установлен памятник В. Ленину, а в самом зале проходили съезды Коммунистической партии и сессии Верховного Совета СССР. В наше время здесь проходят церемонии инаугурации президента России. Над троном можно видеть изображение Лучезарной Дельты – Всевидящего ока Господа в лучах славы. Это олицетворение Божьего покровительства власти.

Посвящен женскому ордену Святой Екатерины. Он расположен в стороне от основных помещений Дворца и также являлся тронным залом императоров. Он закрыт для посетителей.

Здесь также можно увидеть уникальный Теремной дворец – резиденцию московских царей XVII в. Он был построен в 1635‒1636 гг. на фундаменте дворца XV в., имеет анфиладное устройство. В его последнем помещении расположена спальня, рядом с ней – личные покои царя. Интерьеры поражают богатством и роскошью, красотой изразцовых печей и росписей на стенах. Пройти в него

(рус. Большой Кремлевский дворец; англ. Grand Kremlin Palace)

Часы работы: дворец закрыт для свободного посещения. Посетить его можно только в составе организованных экскурсий, по предварительным заявкам, с подачей паспортных данных и согласованием даты посещения.

Большой Кремлёвский дворец – один из дворцов Московского Кремля. Он стоит на высоком Боровицком холме. Дворец был построен в период с 1838-1849 годы. Раньше на этом месте существовал дворец, построенный в XVIII веке архитектором Б.-Ф. Растрелли, а до этого – великокняжеский дворец Ивана III. Первые каменные здания Большого Кремлёвского дворца были построены итальянским зодчим Алевизом Фрязином в 1499-1508 годах.

Исторически сложилось так, что после переноса столицы из Москвы в Санкт-Петербург, дворцы Кремля утратили свое былое значение. В годы правления царицы Анны Иоанновны, которая значительную часть времени проводила в Москве, дворцам уделялось больше внимания, но большой Кремлевский дворец, того времени, все больше ветшал. При Анне Иоанновне на подклетах старого дворца были возведены новые императорские апартаменты «Зимний Анненгоф» – деревянный дворец в стиле барокко (архитектор Б.-Ф. Растрелли).

При императрице Елизавете Петровне императорский двор вновь обитал в Санкт-Петербурге, но в Кремле, все равно, было решено построить новую царскую резиденция. Новое здание внешне напоминало Большой Петергофский дворец.

Когда на трон взошла Екатерина II, то этот дворец был признан не соответствующим величию Российской империи, его было решено заменить новым строением. Новый дворец должен был располагаться на всей приречной территории Кремля, распространяясь от берега Москвы-реки на весь Боровицкий холм.

1 июня 1773 года произошла торжественная закладка нового дворца. Однако вскоре стало ясно, что столь масштабное строительство нецелесообразно и работы были прекращены в 1774 году. Разрушенную кремлевскую стену и башни восстановили, а вместо грандиозного дворца было построено лишь здание для московского отделения Сената.

Вплоть до 1812 года не возникало новых попыток обновить дворец, но начало строительства храма Христа Спасителя вновь поставило вопрос о строительстве нового кремлёвского дворца, который бы символизировал обновление Москвы.

Новая резиденция строилась по инициативе Николая I. Составление проекта дворца было поручено известному архитектору Константину Тону, автору проекта Храма Христа Спасителя. За образец стилистического решения предполагавшегося дворца, Тону было указано взять проектное решение Коломенского дворца (1836 год, архитектор Штакеншнейдер, проект не был осуществлен), в монументальных формах развивавшего композицию кремлевского Теремного дворца.

Первоначально Большой Кремлевский дворец и Оружейная палата рассматривались как единый комплекс, который должен был строиться одновременно. В 1842 году строительство было разделено на две очереди.

Здание дворца образует прямоугольник с внутренним двором. Внешне дворец оформлен в стиле предыдущих веков: его фасады украшены резными белокаменными фронтонами, а окна – резными наличниками с двойными арками и гирькой посередине, как в теремах XVII века. С главного фасада здание кажется трехэтажным, но на самом деле в нем всего два этажа. Благодаря арочным окнам, разделяемым тонкими простенками, этот первый этаж дворца выглядит как закрытая галерея. По центру дворца над крышей располагается трибун, завершенный золоченой балюстрадой.

Длина Кремлевского дворца составляет 125 метров, высота – 47 метров, а общая площадь – 25 000 м². Дворцовый комплекс, известный как Большой Кремлёвский дворец, помимо здания самого дворца включает в себя и некоторые сооружения периода XV - XVII веков, которые в прошлом были частью великокняжеской, а потом царской резиденции (Грановитая палата, Золотая Царицына палата, Теремной дворец, дворцовые церкви).

Общее число комнат, в дворцовом комплексе, достигает 700. Пять залов дворца (Георгиевский, Владимирский, Александровский, Андреевский и Екатерининский), названные по имени орденов Российской империи, в настоящее время, используются для государственных и дипломатических приемов и официальных церемоний, а сам дворец является парадной резиденцией Президента Российской Федерации.

Возводя дворцовый комплекс, Константин Тон, в некоторой мере повторял планировку предыдущего дворца, а архитектурное оформление перекликается с легендарными архитектурными сооружениями древности. Например, аркада первого яруса дворца – римейк подклета Алевиза; терраса поверх аркады повторяет старые гульбища и связывает ансамбль в пространстве; зимний сад, над новым переходом, напоминает висячие сады древности; резное фигурное обрамление оконных проемов двухсветного второго этажа, профилированные пилястры между ними; центральная повышенная часть с кокошниками, перекрытая куполом, перекликается с архитектурой Теремного дворца. Но Тон не боялся вносить и новшества в строительство дворца – это было первое в русской архитектуре сооружение с большепролетными облегченными кирпичными сводами и металлическими стропильными конструкциями кровель.

П арадный вход Большого Кремлёвского дворца неприметно находится в южном фасаде здания, то есть со стороны Москвы-реки, откуда посетитель попадает в мраморный вестибюль с монолитными колоннами из сердобольского гранита (Сердоболь – город на берегу Ладожского озера). С левой стороны вестибюля расположена, так называемая, Собственная половина их императорских величеств, тянущаяся длинной анфиладой комнат вдоль главного фасада. Замечательным украшением главного дворцового входа стали четыре бронзовых торшера, отлитые и собранные в Москве на фабрике Крумбюгеля.

На второй этаж Большого Кремлёвского дворца, к парадным залам, ведет лестница, состоящая из шестидесяти шести пологих ступенек. Главная лестница декорирована желтым коломенским мрамором, которым облицованы колонны вдоль пролетов и маршей лестницы. На этой мраморной колоннаде установлены стрельчатые арки парадной лестницы. Пролеты лестницы освещаются двенадцатью бронзовыми люстрами, выполненными в единой стилистике с торшерами Парадного вестибюля.

На втором этаже, по обе стороны главной лестницы, десять пилонов из желтого коломенского мрамора обрамляют боковые площадки – галереи. Справа висит картина, на которой изображена битва Дмитрия Донского с татарами на Куликовом поле в 1380 году. Она написана в 1850 году французским художником А. Ивоном, учеником П.Деляроша. Левая площадка ведет в Парадные залы.


Великолепная внутренняя отделка помещений дворца выполнена в разных стилях, начиная Ренессансом и заканчивая византийско-русским стилем. Самый красивый зал – Георгиевский, названный в честь Ордена Святого Георгия Победоносца – самого высокого и почитаемого ордена в русской армии, учрежденного императрицей Екатериной II в 1769 году для награждения офицеров и генералов. Девиз ордена – «За службу и храбрость». Это была самая почетная награда для военных, высший орден российской армии. Появление Георгиевского зала в Большом Кремлёвском дворце таким образом превратило императорскую резиденцию еще и в памятник ратным подвигам русского оружия. Этот зал не поражает беспредельной роскошью, а скорее, строгостью и масштабами.


Продольные стены зала прорезаны глубокими нишами. В нишах и на стенах помещены мраморные доски, на которых золотыми буквами написаны названия прославленных воинских частей и имена георгиевских кавалеров. Здесь названия 545 полков, флотских экипажей и батарей и более 10 000 фамилий офицеров и генералов, награжденных этим орденом. Среди кавалеров Георгиевского ордена такие люди, как Александр Суворов, Михаил Кутузов, Петр Багратион, Федор Ушаков, Павел Нахимов.


Георгиевский зал – самое большое помещение дворца. Его длина составляет 61 метр, ширина – 20,5 метров, высота 17,5 метров. Белый и золотой – основные цвета Георгиевского зала, белые – своды, стены и скульптуры, золото – имена Георгиевских кавалеров и воинских соединений на досках и гранях пиолов. Зал украшают 18 мощных витых колонн, покрытых орнаментом и увенчанных статуями побед с лавровыми венками и памятными датами. Мраморные статуи, на пилонах, аллегорически символизируют области и царства, составляющие многонациональное государство. На южной и северной стене комнаты размещены барельефы, изображающие Святого Георгия и змея, их автор – Павел Кладш. Знаки ордена украшают верхнюю часть стен белоснежного Георгиевского зала.

Во время торжественных приемов в зале собирались офицеры, на мундирых которых сверкали те же знаки, которые украшают стены зала. В 1945 году, в Георгиевском зале Большого Кремлёвского дворца, проходил торжественный прием участников Парада Победы на Красной площади. Здесь же с почестями встречали первого в мире космонавта – Юрия Гагарина.


Для освещения зала имеются шесть ажурных золоченых люстр из бронзы, весом по 1 300 килограммов, 40 настенных бра, и обитая шелком, цветов георгиевской орденской ленты, золоченая мебель. Потолок украшен лепниной в форме растительного орнамента. В Георгиевском зале сохранился подлинный паркет, работы 1845 года. Для выполнения его потребовалось 20 редких пород дерева: индийский палисандр, африканский падук, бук, ясень, чинара и многие другие.


Александровский зал был построен в честь ордена Святого благоверного князя Александра Невского, учрежденного 25 мая 1725 года императрицей Екатериной I. Девиз ордена – «За труды и отечество». Шесть исторических полотен были созданы и смонтированы в верхних нишах торцевых сторон зала. На западной – воинские подвиги князя, на восточной – сцены из его мирной жизни, строителя монастырей, просвященного и справедливого правителя.


Зал имеет прямоугольную форму и занимает центральную часть второго этажа, по южному фасаду Большого Кремлёвского дворца. В центральной части зала находится большой эллиптический купол, покоящийся на четырех мощных пилонах. В золотых барельефах купола ярко выделяются знаки ордена с вензелем S. А. – Sanctus Alexander – Святой Александр. По углам купола и над массивными золочеными дверями располагаются двуглавые орлы.


Огромные, в два яруса, окна Александровского зала, выходят на юг, и буквально заливают все помещения светом, отражающемся в многочисленных зеркалах. В украшении стен использован белый и розовый искусственный мрамор, красным бархатом, в цвет орденской ленты обита мебель. Роскошное позолоченное убранство зала гармонирует с уникальным паркетным полом из 20 пород деревьев.


По проекту академика Ф.Г. Солнцева, в петербургской мастерской Егора Скворцова, были изготовлены анфиладные распашные двери, покрытые деревянной резьбой и позолотой. Важным декоративным элементом украшения зала стали изготовленные Василием Крумбюгелем медные позолоченные и посеребренные гербы губерний и областей Российской империи, расписанные масляными красками по золотым и серебряным доскам под вид эмали.


Андреевский зал (тронный зал), бывший главным залом Большого Кремлёвского Дворца в XIX веке, воссоздан в своем первозданном великолепии. Андреевский тронный зал был возведен в честь высшего ордена России – Ордена Святого Андрея Первозванного, учрежденного Петром Великим 10 марта 1698 года. Девиз ордена – «За веру и верность». Андреевский зал – это золоченые двери с орденскими крестами и цепями Андреевского ордена, 10 бронзовых люстр и 35 бра, два уникальных камина из яшмы серо-фиолетового цвета, а также три трона под горностаем и уникальная паркетная мозаика из множества ценных пород дерева. Стены зала обтянуты шелковой голубой материей цвета Андреевской орденской ленты.


Это один из пяти парадных орденских залов Большого Кремлёвского дворца, расположен вдоль главного парадного южного фасада дворца. Его огромное пространство строго организовано пятью парами мощных опор. Они делят весь его объем на три нефа – большой, центральный и меньшие боковые. Своими золочеными стрельчатыми сводами, двумя рядами величественных четырехгранных пилонов, с изображением Всевидящего Ока, в золотых лучах, над императорским троном – зал напоминает храм.


У его восточной стены возвышаются три тронных места, под горностаевыми балдахинами. Во время коронации Императора Николая II, они презназначались для императора, императрицы, и вдовствующей императрицы – матери Николая II. Императорский трон осенен шатром, с входом в шесть ступеней, покрыт золотой парчой. Шатер украшен великолепной горностаевой мантией. На плафоне шатра помещен государственный герб Российской империи – двуглавый орел. Стена над шатром, также, украшена изображением государственного герба, а по боковым сторонам шатра располагаются двуглавые орлы с Андреевским крестом на груди.

Андреевский зал освещается через восемнадцать окон и две балконные двери южн ой стены, прорезанные, в два яруса, строго друг над другом. С противоположной стороны находятся двери, ведущие в Кавалергардский зал и Аванзал. В Андреевском зале Большого Кремлевского Дворца проходят наиболее торжественные мероприятия государственного значения.


Зеркальные двери, в северной стене Георгиевского зала, ведут во Владимирский зал. Владимирский зал передает историю Ордена святого Владимира – одного из первых русских князей. Он учрежден в честь киевского князя Владимира, при котором произошло крещение Руси. Девиз Ордена святого Владимира – «Польза, честь и слава». Многие заслуженные граждане были удостоены ордена, в их числе и один из создателей Кремлёвского дворца – архитектор Константин Тон.


Этот высокий, восьмигранный зал XIX века связывает воедино дворцы пяти столетий. Стены и пилястры Владимирского зала облицованы розовым мрамором. Владимирский зал поражает своим художественным оформлением: розовые мраморные стены и пилястры, лепные золоченые орнаменты сводов и карнизов придают этому залу сказочную красоту. Свод Владимирского зала напоминает русские шатры, арки обходных боковых галерей, как бы повторяют очертания древних арок.


Широкие арки первого яруса сменяются тройными, более тесными арочками второго яруса, чтобы перейти в покрытые сплошной, золоченой лепниной, своды купола. Этот лепной золоченый орнамент выполнен, как и на карнизах, лепщиками братьями Дылевыми.


В этом зале днем свет проникает в стеклянный фонарь на своде купола, а вечером его освещает огромная бронзовая золоченая люстра, вес которой около трех тон. Она приспущена до высоты галерей второго яруса, и, как будто, парит в центре пространства. Пол, по рисунку академика Ф. Г. Солнцева, набран из многочисленных ценных пород дерева. Из зала можно попасть в Грановитую палату, Георгиевский зал, Теремной дворец и другие помещения Большого Кремлёвского дворца.


На Парадной половине дворца располагается Екатерининский зал – в прошлом это был тронный зал русских императриц. Он находится несколько в стороне от анфилады парадных орденских залов второго этажа Большого Кремлёвского дворца. Орден Святой Екатерины был учрежден Петром I в 1714 году – это единственный женский орден в России, его девизом являлось «За любовь и отечество». В середине XIX века именно здесь находился трон Её Императорского Величества.


Екатериненский зал сравнительно невелик – его длина 21 метр. Парадность этого зала удачно сочетается с особой изысканностью отделки, уютом и камерностью. Знаки ордена с девизом «За любовь и отечество», осыпанные крупными искусственными алмазами, расположены на стенах и дверях зала. Позолоченное изображение Ордена Святой Екатерины, размещенное на серебряном поле, украшает и двери тронного зала императрицы.

Освещают зал бронзовые золоченые люстры и необычные, по устройству и красоте, шесть хрустальных канделябров, исполненные на императорском стеклянном заводе в Петербурге. Стены обиты серым муаром, и алой коймой орденской ленты. На массивных столбах располагаются пилястры, украшенные узором, из маленьких кусочков малахита. Своды и карнизы зала декорированы золоченой лепниной. Паркет Екатерининского зала представляет собой высокую художественную ценность.

Непосредственно к тронному Екатерининскому залу примыкает Зеленая гостиная. Она предназначена для приема особо почетных гостей.


Потолок полукруглой залы расписан цветочным орнаментом, а стены обиты тканью (художник Джузеппе Коломбо Артари). Расстановка мебели здесь была продумана и согласована с архитектурными особенностями жилых комнат.


Основным украшением гостиной являются богато инкрустированная мебель, бронзовые хрустальные люстры и торшеры. В парадной гостиной находятся три огромных канделябра, два из которых выполнены в китайском стиле и один - в японском. Мебель была обтянута золотой парчой с зеленым узором. Эту же ткань использовали и для обивки стен.


За Екатерининским залом, в Парадной половине, располагаются бывшие царские Парадная гостиная и Парадная опочивальня. Интерьер Парадной гостиной (ныне Красная Гостиная) исключительно наряден. Она имеет альков с колоннами-монолитами из серо-зеленого мрамора, которые удачно гармонируют с ярко-малиновой обивкой стен и мебели. Для облицовки камина используется яшма зелено-голубого тона с прекрасным волнистым рисунком, хорошо поданным русским мастером-камнерезом, сумевшим подчеркнуть достоинства уральского поделочного камня.


Красная гостиная декорирована в стиле Ренессанс. В ее оформлении использован белый, розовато-серый и зеленый мрамор. В XIX веке стены и «гамбсовскую» мебель покрывала серебряная парча с золотыми цветами. С ними полностью сочетались пилястры, фризы и колонны, поддерживающие своды. Палисандровые двери, инкрустированные золоченой бронзой и перламутром в стиле «буль», ведут в соседнюю Зеленую гостинную и в Екатерининский зал Большого Кремлёвского дворца.


Собственная половина, предназначавшаяся лично для императора и его семьи, расположена на первом этаже дворца. Анфилада жилых помещений Собственной половины вытянута вдоль главного фасада дворца, и состоит из семи основных жилых и четырех небольших проходных комнат, предназначенных для дежурства и ожидания придворных. Интерьеры Собственной половины отвечают монументальной архитектуре дворца, и в то же время, им свойственны интимность и домашний уют. В оформлении этих помещений декораторы применяли художественные методы стилей Барокко, Рококо, Классицизма.

Собственная половина состоит из семи комнат: Столовой, Гостиной, Кабинета Императрицы, Будуара, Спальни, Кабинета Императора и Приемной. Несмотря на то, что каждое помещение выдержано в своем стиле, все комнаты вместе представляют собой одно целое. Собственная половина – это музей русского жилого дворцового интерьера, практически, целиком сохранившегося без значительных переделок и дополнений.

Художники, занимавшиеся отделкой дворца, уделяли большое внимание не только архитектурным деталям, но и подбору мебели, канделябров, каминов, люстр. Камины выполнены из малахита и мрамора. Будуар, Гостиную, Кабинет и Спальню украшают разнообразные изделия из фарфора – это вазы, торшеры, люстра, похожая на роскошный букет, увенчанный плодом ананаса. Значительное место в бывших жилых комнатах дворца занимают предметы из бронзы - часы, канделябры. На каминах из малахита и мрамора стоят часы французской работы – они были заказаны специально для Большого Кремлёвского дворца.

Освещение имело важное значение. Оно должно было придать еще большее великолепие интерьерам, поэтому каждая хрустальная люстра во дворце оригинальна, каждая имеет свою конструкцию и форму подвесок. Громадные зеркала, а также позолота, инкрустация, лепка, резьба, придают комнатам дворца необычайно торжественный и помпезный вид. Межкомнатные двери, изготовленные из ценных пород дерева, инкрустированные перламутром, панцирем черепахи, сделаны на шипах без единого гвоздя. Узоры дверей, во дворце, ни разу не повторяются. Для обтяжки стен, а также для портьер и прочего, в каждой комнате применялась ткань определенного цвета. Те, что особо обветшали, заново изготовили мастера из Павловского Посада.

Открывает анфиладу Собственной половины огромная зала Столовой. Ее стены облицованы белым и желтым искусственным мрамором. Сводчатые потолки, с лепным украшением, опираются на массивный центральный столп, который визуально связывает облик этого помещения с архитектурным решением Грановитой палаты. Декоративные принципы классицизма использованы в отделке Столовой. Здесь спокойное сочетание тонов искусственного мрамора, беломраморные статуи мифологических персонажей Леды и Гименея, вазы в стиле «Боргезе».


Будуар Императрицы создан в спокойных тонах, стены и мебель обиты розовым шелком. В мебель для Будуара входит 24 предмета – разной формы: диваны, столы и стулья. Мебель выполнена из орехового дерева.


В будуаре находится и один из самых красивых каминов дворца, он как-будто вытесан из цельного камня – так плотно подогнаны и отшлифованы пластины малахита. Форма, пропорции, плавно изогнутые линии всех его конструкций только подчеркивают его красоту, а накладные золоченные украшения, придают особую изысканность. Каминные часы привлекают внимание затейливой формой и причудливым механизмом. Эмалевый круг – календарь, который показывает месяцы, дни недели и фазу луны (нижняя часть часов). Над ним – часы в форме вазы, с неподвижной стрелкой в виде ящерицы и двумя вращающимися циферблатами. Арабские цифры показывали минуты, а римские – часы. Все это – в бронзовом, золоченом оформлении.


За Будуаром императрицы располагается Опочивальня. Сине-перламутровые тона, в сочетании с белым и позолотой, создают ощущение чистого ночного неба. В опочевальне господствуют два цвета – синий и золотой. Опочивальня Императрицы роскошна и изыскана одновременно. Атмосфера покоя и благочестия царствует здесь.


Сплошь золоченный мебельный гарнитур создан в стиле Ренессанс. В этом гарнитуре насчитывается 31 предмет. Камин из белого Каррарского мрамора украшают часы под названием «Ночь».


Часы «Ночь» представляют собой циферблат в виде темно-синего шара с накладными цифрами, звездами и двумя бронзовыми фигурками амуров по бокам, стоят на золоченой подставке, с литыми золочеными женскими фигурами.


Кабинет Императрицы подчеркнуто декоративен и оформлен в стиле «буль». Господствующим является темно-малиновый цвет, созвучный духу интерьера французских дворцов конца XVII - начала XVIII века. Огромные зеркала, изготовление которых было начато в России именно в это время, и многократно отраженная в них люстра увеличивают ощущение помпезности, сказочной роскоши.


Нарядность интерьеру придают золоченые лепные украшения стен и сводов, двери, превосходно сделанные из ценных пород дерева, и инкрустированные панцирем черепахи, бронзой, перламутром. Неизвестные мастера изготовили их без гвоздя и клея, на шипах. Мебель здесь обита шелковой с золотом тканью. Золоченные изысканные часы и вазы дополняют убранство Кабинета.


Гостиная Императрицы – белоснежная с золотым, восемь гибсовых барельефов – символы искусств, еще четыре, изображающих времена года, украшают ее. Мебельный гарнитур, в стиле Людовика XV из бирюзового дерева, тоже позолочен и обит узорным штофом. Мебели, здесь, мягких изгибающихся конструкций, в стиле рокаэль, во множестве отделанные прихотливыми завитками и цветами.


Главным украшением гостиной являются изделия из фарфора – вазы и торшеры. Потолок украшает большая люстра с лепными цветами, напоминающая пышный букет, увенчанный плодом ананаса. Она изготовлена керамистами Петербургского императорского фарфорового завода, в единственном экземпляре, специально для интерьеров Большого Кремлёвского дворца.


В настоящее время весь комплекс Большого Кремлёвского дворца, кроме Оружейной палаты, является главной Резиденцией Президента Российской Федерации.

Андреевский зал поражает своей роскошью и красотой, дорогим убранством. И это неудивительно - в нем восседали короли и королевы России, у него есть своя история и своя индивидуальность.

По фото Андреевского зала Кремля видно, что в его строительство вложили много труда.

Коротко о главном

Андреевский тронный зал в Кремле был построен по личному распоряжению Николая I в честь ордена святого апостола Андрея Первозванного. Он стал тронным залом большого дворца и главным залом Московского Кремля. Можно даже не говорить о великолепном убранстве помещения, которое производит впечатление на каждого входящего, вызванное еще и тем, что стены зала оббиты муаровой тканью цвета Андреевской ленты.

Описание зала

Андреевский зал Кремля является самым известным во дворце. Стены этого помещения отделаны розовым искусственным мрамором и сверху позолочены. Вдоль них пристроились позолоченные стулья, обитые бархатом. Над окнами размещены гербы российских губерний.

Десять позолоченных пилонов украшают зал, а также различные символы в виде крестов, цепей. Шелковые шторы прекрасно гармонируют с остальным убранством помещения. Высокие позолоченные двери, украшенные орденскими крестами, поражают воображение. Над ними находятся вензельные изображения имен императоров России - Петра Первого, Павла Первого и Николая Первого. Петр - как основатель ордена, Павел - как учредитель статута ордена, и Николай - как строитель зала.

В дальнем конце зала стоят три стула, которые предназначались для правителя, его супруги и матери. Этот трон можно увидеть и сейчас в Кремле, обитый бархатом и мехом горностая. Над престолом висит а выше - сияние с покрытым сусальным золотом лучами, в центе которого примостилось Всевидящее око. По бокам от шатра висят двуглавые орлы с изображением на груди Андреевского креста. К шатру ведут шесть ступенек. Раньше, еще в советские времена, на этом месте стоял памятник Ленину.

Пол, как и в других залах, сделан из разноцветного дерева и восхищает всех туристов своим красивым рисунком и огромной работой, которую вложили в это произведение искусства. Следует упомянуть, что последнюю реставрацию зала проводили в 1994-1998 годах, когда он восстановлен был в своем первоначальном виде. Архитектором Андреевского зала являлся Константин Тон.

История Андреевского зала Кремля

Главный тронный зал был построен в 1838-1849 годах архитектором Константином Тоном. Этот мастер создал храмового зодчества, получивший широкое распространение во времена правления Николая Первого. С 1932 по 1934 зал был разрушен. На его месте устраивали заседания Верховного совета СССР. В 1997 году начались реставрационные работы. Руководителями этого проекта были ведущие архитекторы того времени С. В. Демидова и Е. В. Степанова. Архитекторы провели огромную трудоемкую работу с архивными материалами в России и за ее рубежом. Используя прошлые фотографии зала, с помощью новейших технологий у них получилось отреставрировать в полном объеме, до самых мельчайших деталей зал, каким он и был во времена правления императора Николая Первого.

Мы не можем не упомянуть и такого реставратора высшей категории, как В. А. Агейченко, который был и скульптором, и художником, и инженером в одном лице. Для тронного зала он воспроизвел герб Российской империи в бронзе. Также он создал гербы российских губерний, которые расположились над окнами Андреевского зала. Полы также были им воссозданы. Благодаря этому и был реставрирован зал до мельчайших деталей.

Специалисты установили, что для полной идентичности нужно использовать для реставрации пола двадцать три вида древесины. Ее привозили со всех уголков света, даже с Африки, но не изменили ничего, делая все строго в соответствии с чертежами девятнадцатого века. В реставрационных работах участвовало в общем около девяносто девяти фирм.

Огромная комната постоянно была заполнена рабочими, около 2,5 тысяч людей днями и ночами трудились на благо народа. Некоторые орнаменты получались не сразу, к примеру, двуглавый орёл. Мастера сделали сначала орла цвета меди. После установления комиссия отправилась на противоположный берег реки, чтобы оценить издалека полученный результат. Им не понравилось, так как орел был похож на черного паука. Поэтому решили сделать орла цвета "дикого камня".

В Андреевском зале, как и в других помещениях дворца, проводят различные мероприятия, в том числе прием в честь выпускников военных вузов. Такую традицию начал президент Ельцин в 1999 году, и продолжается она до сих пор.

Андреевский зал Кремля до революции и после

В октябре-ноябре 1917 года из-за вооруженного восстания Кремль очень серьезно пострадал, в нем находились отряды юнкеров. Войска революционеров осуществили артиллерийский обстрел Кремля. В результате пострадали стены дворца, часы, Никольская практически все храмы, находящиеся на территории Кремля, и Малый Николаевский дворец.

Во время советской власти столица перешла в Москву, и Кремль стали использовать как политический центр. В марте 1918 года в здание переехало советское правительство с В. И. Лениным. В дворцах и корпусах Кремля стали проживать вожди советской власти. Был запрещен свободный доступ к сооружению. Хотя раньше каждый желающий мог посетить это известное место. Выжить из Кремля советскую власть пыталась Петроградская коллегия по охране памятников старины и сокровищ искусства. Их призыв власть даже не рассмотрела. До революции в зале стояли три трона. Позже их разыскивали по всей России. Первый трон нашли в Петергофе, остальные два - в Гатчине. Ленинградский музей не захотел отдавать стулья, поэтому пришлось делать копии.

Во время советской власти Московский Кремль сильно пострадал. По распоряжению Ленина в 1918 году был снесен памятник князю Сергею Александровичу. В этом же году был также ликвидирован мемориал Александру Второму, который был построен еще во времена Николая Первого. В 1922 году было изъято из церковных соборов и храмов около 300 пудов серебра, примерно 2 пуда золота, огромное количество драгоценных камней. В Кремле стали устраивать съезды советов и конгрессов третьего интернационала, в Золотой палате обосновалась кухня, а в Грановитой сделали общественную столовую. В Екатерининской церкви решили устроить спортивный зал. Такое неуважение к архитектурному произведению искусства не могло не отразиться на его первозданном виде. Считается, что в то время Кремль потерял больше половины своих достопримечательностей.

В 1990 году Кремль внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Всевидящее око

Над тронами расположено Всевидящее око (в Андреевском зале Кремля), сделанное из золота. Тронный зал был возведен в честь высшего ордена России - масонского ордена Некоторые считают, что Всевидящее око означает Бога в христианстве (на иврите переводится "хозяин орды", одно из семидесяти двух тайных наименований иудейского Господа Бога).

Этот знак используется во многих христианских церквях, в масонстве. На однодолларовых купюрах также напечатано Всевидящее око. Другие считают, что этот библейский знак - символ Божественного Промысла и эмблема Троицы. В христианстве Всевидящее око в треугольнике означает Троицу и смысл заключается в таких словах: "Вот, око Господне над боящимися Его и уповающими на милость Его".

Экскурсия в Кремль

В России Андреевский зал Кремля, как и другие залы, часто посещается туристами. Дворец является особо охраняемой зоной. Ничего лишнего приносить в Кремль нельзя. Запрещается в нетрезвом виде приходить, в несоответствующем внешнем виде, с оружием, опасным для окружающих людей. Если имеются вещи, которые нельзя проносить, то их надо сдать в камеру хранения в Александровском саду. Фотографировать также можно не везде, а только там, где разрешается и где укажет ваш гид. К примеру, запрещается фотографировать Екатерининский зал Кремля.

Иногда запрещают фотографировать в Парадных сенях, Теремном дворце и Грановитой палате. Вход в Кремль разрешается при наличии паспорта, детям с двенадцати лет можно приходить с загранпаспортом. Правда с четырнадцати лет ребятам можно посещать экскурсии с российским паспортом. Так как залы Кремля используются для проведения официальных мероприятий, еще каких-нибудь торжеств, то возможно, что ваша экскурсия может быть перенесена на более подходящее для дворца время.

Время экскурсии

Экскурсия по Андреевскому залу Кремля проводится каждый день, кроме четверга - это выходной. С десяти утра до трех часов дня. Длительность экскурсии составляет два часа для групп, состоящих из двадцати человек. Стоимость такой экскурсии составляет 4500 рублей, для иностранных туристов - 5500 рублей без использования услуг переводчика.

При проведении реставрационных работ итальянский мастер боялся, что рабочие неправильно сделают лепку, поэтому он спал четыре дня на полу в Андреевском зале.

Екатерина Вторая также хотела построить дворец на южном склоне Кремлевского холма, вместо крепостной стены, но ее планы не осуществились.

Музей-квартира Николая Семеновича Голованова (1891–1953) – великого дирижера, композитора и пианиста – ведет свою историю с 1969 года., когда после смерти сестры музыканта эта квартира перешла в состав Российского национального музея музыки.

Основой фондов послужило богатейшее наследие музыканта: его
коллекции картин, скульптуры, прикладного искусства, библиотека, архив и фонотека. С годами ценность этого наследия неуклонно росла.

Изменился сам статус Голованова как дирижера и композитора: теперь этот мастер признан великим. Поражает удивительная концентрация духовности, творческой энергии, подлинный размах его творчества. Притягивает и его личность, прежде всего, верность заложенным с детства высоким моральным принципам и бескомпромиссное, беззаветное служение искусству.

Также удивительна по сосредоточию духовных ценностей мемориальная квартира дирижера с ее разнообразными раритетами. Сам дом в Брюсовом переулке, в котором она расположена, является памятником культуры. Он принадлежал Большому театру. С 1935 года здесь жили такие корифеи вокального искусства Москвы, как А. В. Нежданова, Н. А. Обухова, И. С. Козловский, А. С. Пирогов, М. П. Максакова. Голованов прожил здесь около двадцати лет (1935–1953). Именно в эти годы, возглавляя оркестр Всесоюзного радио и позже Большого театра, он стал ведущей фигурой в музыкальной жизни Москвы. Три комнаты этой квартиры (кабинет, гостиная, столовая) мемориальные. Здесь едва ли не каждый предмет помнит Голованова. А в бывшей спальне сосредоточены материалы архива, позволяющие проследить путь музыканта.

Начальный этап – учеба в Синодальном училище церковного пения (1900–1909), проходившая под руководством таких мастеров, как хормейстеры В. С. Орлов, Н. М. Данилин, композиторы П. Г. Чесноков, А. Д. Кастальский, Викт. С. Калинников. Голованов писал на склоне лет: «Синодальное училище дало мне все: моральные принципы, жизненные устои, железную дисциплину, умение работать много и систематически, привило мне священную любовь к труду».

Следующий этап – учеба в Московской консерватории по классу композиции и теории у С. Н. Василенко и А. А. Ильинского. При этом Голованов не терял связь и с Синодальным училищем, став его преподавателем и помощником регента знаменитого Синодального хора. С 1915 года и почти до последних дней – работа в Большом театре (правда, с тремя вынужденными перерывами). Это были кульминационные годы в жизни театра. Под управлением Голованова и его именитой «команды» (художник Ф. Ф. Федоровский, режиссеры Л. В. Баратов, Б. А. Покровский и другие выдающиеся мастера) создавались такие шедевры, как постановки «Бориса Годунова», «Садко», «Хованщины» 1948–1950 годов.

Не менее результативно – руководство Голованова Большим симфоническим оркестром радио. Особенно важна его деятельность в Москве в период Великой Отечественной войны. Прямые трансляции выступлений оркестра поднимали дух даже далеких от музыки людей. На фотографии 1943 года мы видим дирижера во время первого исполнения в СССР Третьей симфонии С. В. Рахманинова. В экспозиции нашло отражение и композиторское творчество Голованова разных лет, начиная с фортепианных вариаций детских лет, кончая духовными песнопениями 1940-х годов.

Специальный раздел посвящен многолетнему союзу Голованова с А. В. Неждановой: музыкант был аккомпаниатором и мужем великой певицы. Вступая в мемориальные комнаты Музея, посетители сразу погружаются в мир искусства. Картины первоклассных художников (И. И. Левитан, М. В. Нестеров, К. А. Коровин и многие другие), скульптурные портреты, антикварная мебель в стиле ампир, лепнина на потолках – все создает неповторимую атмосферу. При этом чувствуется «почерк» Голованова. Уже в планировке квартиры видны черты театральности: гостиная соотносится с кабинетом наподобие театральных зала и сцены. Замечательны и двери с бронзовыми мифологическими фигурами. Хотя жанры, тематика картин и скульптур, представленных в мемориальных комнатах, разнообразны, в каждом помещении есть свои доминанты. Рабочий кабинет – самая «музыкальная» комната. Здесь множество портретов композиторов, дирижеров, а также деятелей искусства и литературы. В гостиной значительное место занимают изображения, связанные с религиозной тематикой, и образы, воплощающие идеалы женской красоты. В столовой тематическая доминанта – путешествия во времени и пространстве: Россия и Англия, Италия и Египет, Индия и сказочное Берендеево царство, глубокая древность и ХХ век. На живописных полотнах оживают архитектурные шедевры мира – мавзолей Тадж-Махал кисти В. В. Верещагина, Псковский кремль В. В. Мешкова, венецианский Дворец дожей на картине И. К. Айвазовского.

И еще одна достопримечательность Музея – его посетители в прошлом и в настоящем. Ведь Голованова посещали многие выдающиеся музыканты и деятели искусства. Хозяин квартиры любил устраивать по праздникам и памятным дням застолье. Завсегдатаями бывали певцы Большого театра, жившие в этом же доме – Обухова, Максакова, Пирогов, Козловский… А уже после открытия Музея (1974 год) здесь выступали с воспоминаниями и беседами дирижеры Б. Э. Хайкин, К. П. Кондрашин, Г. Н. Рождественский, Ф. Ш. Мансуров, Ю. И. Симонов. Среди посетителей концертов – композитор В. А. Гаврилин, балерина Е. С. Максимова, певица З. А. Долуханова. И в нынешнее время в Музее много того, что притягивает и дирижеров, музыкантов-профессионалов, и знатоков живописи, и любителей музыки, и широкий круг людей, стремящихся прикоснуться к миру прекрасного.


Среди прочих сооружений и построек Московского Кремля Большой Кремлевский дворец выделяется особо. Его архитектурный ансамбль включает в себя не только основное здание дворца, но и Оружейную палату, храмы, Теремной дворец и апартаменты великих князей. Большой Кремлевский дворец в Москве был построен в первой половине XIX века архитектором Константином Тоном.

История кремлевских дворцов

Дворцовый комплекс Московского Кремля впервые начал строиться в конце XV столетия. Тогда зодчий Алевиз Фрязин руководил работами по возведению нескольких палат, включая Грановитую, и Теремного дворца. По его проекту были также отстроены Дворец царицы Натальи Кирилловны и хоромы для царевен, разбит Набережный сад.

В начале XVIII в. столицу перенесли в Петербург, и первоначальное значение дворцового комплекса в Московском Кремле было утрачено. В некоторых зданиях разместились работники различных правительственных учреждений , оставшихся в Москве, другие постройки постепенно ветшали и разрушались без присмотра и ухода.

Анна Иоанновна бывала в Москве часто и ее двор останавливался в кремлевских постройках. Сменившая ее на престоле Елизавета Петровна занялась реконструкцией императорской резиденции. Было принято решение о строительстве Зимнего дворца, где императрица и ее свита могли бы останавливаться во время московских вояжей. Для успешной реализации проекта пришлось снести несколько построек, и, в том числе, Набережную и Среднюю Золотую палаты. Их цокольные этажи послужили в дальнейшем основанием для нового дворца. Его проект создал известный придворный архитектор Растрелли .

Екатерина II не оценила красоты барочного дворца Растрелли, насчитывающего почти тысячу комнат, залов и кабинетов, и сочла его «не соответствующим имперскому величию». Несмотря на изданный ею указ о сохранении кремлевских стен и башен, часть построек, включая дворец Елизаветы Петровны, разобрали. Архитектор Василий Бажено в придумал новый проект застройки территории Московского Кремля, который предполагал строительство новых сооружений и объединения их с уже имеющимися в единый ансамбль.

Строительство Большого Кремлевского дворца

Летом 1773 г. был заложен первый камень в фундамент новой императорской резиденции. Однако, автор проекта архитектор Баженов не учел всех особенностей грунта и местности, и вскоре после начала работ возникла опасность обрушения Архангельского собора. Стена соседствующего со стройкой храма покрылась трещинами, а его фундамент начал уходить в землю. Работы были остановлены. Вплоть до 1838 г. в Кремле лишь обновляли и восстанавливали старые постройки, восстанавливали их после пожаров 1812 г . и надстраивали дополнительные этажи к уже имеющимся резиденциям и дворцам.

И все же новое время требовало свежих идей, а обновление Москвы после победы над Наполеоном было не просто технической необходимостью. Обществу требовался современный символ статуса императорской власти, и Николай I принял решение построить в Кремле коронационный дворец .

С поручением Константин Тон справился на отлично. В 1837 г. рабочие под руководством зодчего разобрали старый дворец Елизаветы Петровны вместе с Конюшенным двором. Проект предполагал композиционное единство новой постройки с древними кремлевскими сооружениями. В комплекс новой императорской резиденции предполагалось включить Потешный дворец с Грановитой палатой, домовые храмы и новое здание Оружейной палаты. В марте 1838 г. вышел царский указ о немедленном начале строительства. 30 июня в фундамент дворца был заложен первый камень, а под цоколь угловой части – медная табличка со сведениями о заказчике – императоре Николае I и подрядчике – архитекторе Константине Тоне.

Особые технологии и оформление

Константин Тон учел основные требования императора – соответствие противопожарным стандартам и использование современных передовых технологий при строительстве:

Большой Кремлевский дворец стал первым сооружением в империи, в котором кровля имела металлические конструкции в виде стропил, а большепролетные своды были сложены из кирпича и оказались облегченными.

Применение современных строительных материалов – бетона и цемента – позволило архитектору спроектировать и осуществить грандиозную идею строительства подвесного потолка в Георгиевском зале .

Во дворцовом куполе, снабженном четырьмя слуховыми окнами, установили колокола часов с боем , перенесенных во дворец с Троицкой башни. На вершине купола разместили флагшток, а шпиль обнесли круговой смотровой галереей. В целях противопожарной безопасности купол и кровлю связали металлическими громоотводами.

Дворец отапливался при помощи системы калориферов , которые установили в подвалах. Тепло от более полусотни устройств равномерно поступало во все дворцовые помещения по тепловым каналам.

Интерьеры Большого Кремлевского дворца оформляли на широкую ногу. Основными материалами, которые использовали руководивший практическим строительством Федор Рихтер и его команда, стали ценные породы дерева, коломенский мрамор, ревельский камень, ткани и драпировки с золотыми и серебряными нитями. Мебель была изготовлена на знаменитых московских фабриках, где трудились опытные краснодеревщики. Ими же были искусно вырезаны двери парадных и жилых апартаментов.

Государь высоко оценил усилия архитекторов и строителей и наградил многих из них медалями и премиями. Освятили Большой Кремлевский дворец 3 апреля 1849 г. в день Светлой Пасхи в присутствии императорской семьи и митрополита Филарета . Строительство полностью завершили в 1851 г ., когда сдали Оружейную палату и здание апартаментов Великих князей.

До и после революции

В XIX столетии Большой Кремлевский дворец продолжали перестраивать и обустраивать. Работы затронули и древние постройки, входившие в ансамбль. Так для помещений Теремного дворца изготовили новую мебель и оконные переплеты из дубового массива, а его стены и своды заново расписали.

В самом Большом дворце ежегодно грунтовали крышу и подновляли штукатурку, следили за сохранностью тронных пологов, сшитых из меха горностаев. В 1883 г. во дворец провели временное электрическое освещение, и коронационные торжества проходили при полной иллюминации. Собственную систему электроснабжения дворец получил в 1895 г. Это позволило обеспечить сигнализацией помещения, где хранились особенно ценные предметы, и установить во дворце лифты . В начале ХХ столетия императорская резиденция в Кремле была присоединена к системе городской канализации, а ее водоснабжение и водоотводные коммуникации были основательно реконструированы.

Год 1917-й принес глобальные изменения. В помещениях дворца, несмотря на обращение наркома просвещения Луначарского , устроили не только резиденцию правительства, но и жилые квартиры для членов семей представителей новой власти и их обслуги. Нарком Луначарский, а также ученые, историки, художники безуспешно пытались привлечь внимание к ценностям и раритетам, хранившимся во дворце. Старинные гобелены XVIII века пропитывались паром кипящих самоваров, а на деревянных баварских столах ручной работы домохозяйки сушили и гладили белье. В 30-х гг. основная масса жильцов все же получила квартиры в городе и съехала, хотя самые упорные долгожители продолжали оставаться в Большом Кремлевском дворце до 1962 г.

В 1934 г. дворец было решено перестроить. Новая власть разобрала Красное крыльцо Грановитой палаты и устроила на его месте столовую для делегатов съездов и пленумов. Собор Спаса на Бору демонтировали, чтобы возвести гостиницу , а Андреевский и Александровский залы дворца превратили в пролетарский зал заседаний . Демонтаж фундаментальной стены между залами привел к образованию многочисленных трещин на фасаде дворца. Чтобы избежать разрушения, строители вынуждены были укрепить конструкцию массивным балконом, который выступал до середины образовавшегося зала заседаний. На месте трона императора установили скульптуру Ильича .

Во время Великой Отечественной войны крышу дворца замаскировали краской, чтобы сделать сооружение не слишком заметным с воздуха – опасались бомбежек. И все же, несмотря на все усилия, дворец сильно пострадал . Одна из бомб пробила своды Георгиевского зала, повредив паркет и потолок. Другой снаряд разорвался у подъезда, а взрывной волной были выбиты стекла и сломана входная дверь. Служившие в кремлевском гарнизоне солдаты за время войны обезвредили сотни зажигательных бомб и фактически спасли дворец от значительных разрушений.

Большой Кремлевский дворец в наше время

В 90-х годах прошлого века по сохранившимся чертежам удалось восстановить первоначальный облик Андреевского и Александровского залов . Реставраторы воссоздали царское место и троны , вернули старинные барельефы на дворцовый фасад, отремонтировали мраморные стены и ступени парадной лестницы.

Сегодня во дворце располагается резиденция президента России . Во время экскурсии посетителям дворца удается увидеть большую часть помещений и залов:

Крупнейшим парадным залом дворца является Георгиевский . Его назвали в часть ордена Святого Георгия Победоносца. В этом зале проходят торжественные церемонии вручения наград и премий.

- Александровский зал назван в часть ордена Святого Александра Невского. Особого внимания в нем достойны двери, покрытые серебром и декорированные золотыми орнаментами, и эллиптический купол, содержащий изображения орденских звезд и гербов. Паркет Александровского зала набран из древесины тридцати пород деревьев.

- Владимирский зал освещается в дневное время через отверстие в шатровом куполе. Вечером в нем зажигают люстру, изготовленную на фабрике Ф. Шопена в Петербурге. Паркет сложен из ценных пород древесины, а стены и пилястры облицованы мрамором розоватых оттенков.

В Андреевском зале , по традиции, мог сидеть лишь царь, а потому мебели, кроме императорского трона, в нем не было и нет.

Мебель Кавалергардского зала сделана из чинары. Так оформители отдали дань традициям кавказских народов, представители которых служили в почетном воинском карауле дворца.

На первом этаже Большого Кремлевского дворца располагаются также личные покои императора и его семьи, императорская столовая, рабочие кабинеты и опочивальни. На втором этаже особенное внимание экскурсантов привлекает изящно оформленная Зеленая гостиная , в которой императрица принимала почетных гостей.