Бременский когг

В XIII в. на территории Европы возникло уникальное «межгосударственное образование» – Ганзейский союз (сокращенно – Ганза, Hanse). Он представлял собой торговый и политический альянс городов и гильдий Северной Европы и был призван защищать торговые интересы своих членов от алчных феодалов, всевозможных пиратов и корсаров, стремления местных властей поживиться за счет иноземцев. В разное время в Ганзейский союз входило более 200 европейских городов из 10 различных государств, а его центром можно считать вольный город Любек.

Ганзейцы быстро добились доминирующего положения в торговле на Северном и Балтийском морях. Их торговые суда осуществляли значительную часть перевозок в водах Северной Европы – от Новгорода до Лондона.

Одним из самых распространенных типов судов в период XIII-XV вв. стал когг: прочное мореходное судно с высоким бортом и небольшим отношением длины к ширине. Слово «когг», согласно распространенному мнению, происходит от древнегерманского «Kugg» (выпуклый). Историки склонны считать когги прямыми наследниками норманнских грузовых судов (в первую очередь, кнорров). Действительно, общих черт хватало: киль изготавливался из одного цельного ствола дерева, обшивка делалась «внакрой», единственная мачта устанавливалась почти в середине корпуса и несла один прямой парус. Однако имелись и многочисленные отличия. В то время как суда викингов имели закругленные штевни, у когги были прямые форштевень и ахтерштевень. Первый из них имел наклонно около 50° к горизонту, второй – 70-75°. Очень важным новшеством следует считать появление поворотного руля, размещавшегося в диаметральной плоскости и подвешивавшегося к рудерпосту. Румпель выводился в кормовую надстройку или проходил над верхней палубой. Заметно возросла площадь паруса, даже на ранних коггах она составляла 180-200 м2 (для сравнения: на корабле Вильгельма Завоевателя – около 70 м2). Все парусное вооружение, несмотря на схожесть, стало не просто большим, но и более совершенным – появились булини, более надежным стало крепление мачты. Даже ранние когги могли ходить под более острыми углами к ветру. Прямой форштевень сделал возможным появление сперва выдвижного, а затем и постоянного бушприта. Наибольшая длина коггов в XIV в. достигала 30 м, длина по ватерлинии – 20 м, ширина – 7,5 м, осадка – 3 м. Довольно значительной была и грузоподъемность – до 300 т. Имелись на коггах и надстройки. При этом кормовая – ахтеркастль – конструктивно связывалась с корпусом и являлась его частью, а носовая – форкастль – представляла собой в некотором роде «нашлепку» на корпусе. На надстройках обычно оборудовались площадки с ограждением, там в бою располагались стрелки – лучники и арбалетчики.

Бременский когг. Современная копия

Со временем когги превратились в трехмачтовые суда с грузоподъемностью до 500 т. (а в отдельных случаях – и более). В XV в. на них начали устанавливать пушки. Вообще, можно смело говорить, что процветающая морская торговля Ганзы во многом обусловлена именно достоинствами когга, прекрасно проявившего себя и в качестве военного корабля, и в качестве торгового и промыслового судна. Однако долгое время об этих судах было известно очень мало. Даже внешний вид когга восстанавливался в основном по изображениям на печатях приморских городов. Историкам помог случай: в начале 1960 х гг. в Германии развернулись работы по расширению русла реки Везер в районе бременского порта. В 1962 г. во время этих работ было обнаружено старинное судно, относительно неплохо сохранившееся. Когда его удалось очистить от наносов и тщательно осмотреть, стало ясно, что это именно когг. Работы продолжались довольно долго, всего со дна Везера удалось поднять свыше двух тысяч различных фрагментов.

Судно имело следующие размеры: общая длина – 23,4 м, длина киля – 15,6 м, ширина – 7 м, высота борта – 3,5 м. Длина ахтерштеня – 5 м, форштевня – 8,4 м. Вместимость судна – около 130 т. Киль – как и полагалось в то время – цельный, набор корпуса включал 40 шпангоутов. Внешняя обшивка – клинкерная («внакрой»), доски обшивки имели длину 8 м, ширину – 0,5 м, толщину – 5 см.

Немецкие ученые предположили, что судно предназначалось для рыболовства. Так, по обеим сторонам форштевня у него имелись приспособления для укладки сетей. В помещении в кормовой части были обнаружены приспособления, почти наверняка предназначенные для разделки рыбы. Также археологам стало понятно, что когг затонул недостроенным. У него осталась незаконченной обшивка, не была установлена носовая надстройка, не имелось на положенном месте мачты (ее части нашли отдельно, по ним удалось установить примерную высоту – 12-13 м над уровнем палубы). Вероятнее всего, судно было смыто во время наводнения или сильной бури, легло на дно и оказалось погребено под толстым слоем наносов.

Реконструкция судна велась очень тщательно, древесину для предотвращения гнили и разрушения пропитали специальным раствором. Также выполнили дендрохронологический анализ, показавший, что пошедшая на постройку древесина была срублена около 1378-1380 гг. В процессе работ удалось сделать немало интересных открытий. Например, стало ясно, что различимые на печатях выступы в верхней части бортов являются оконечностями бимсов, выступающих за пределы обшивки. После завершения работ судно передали Немецкому музею мореплавания (Deutsches Schiffahrtmuseum) в Бремерхафене, где для него оборудовали особое помещение.

В германии построили копию Бременского когга, получившую название «Убена фон Бремен» («Ubena von Bremen», позывной DFDT). Это судно успешно совершает плавания в прибрежных водах, привлекая к себе большое внимание. Нередко гостями судна становятся различные иностранные делегации. Например, когда в июне 2002 г. когг прибыл в Киль на празднование Кильской недели, на нем побывали представители общества «Русская Ганза». Летом 2011 г. «Убена фон Бремен» посетило Росток и, будем надеяться, совершит еще много походов. Эксплуатация судна-копии позволила установить, что максимальная скорость коггов могла достигать 7,5 узлов, а средняя при умеренном ветре – 5,8 узлов.

В XIII — XV веках на севере Европы распространился новый тип судна — ког. Это было высокобортное судно с прямыми фор- и ахтерштевнями и одной палубой. Ког нес одну мачту с прямым парусом. Отличительной чертой кога был навесной руль — важнейшее достижение кораблестроения.

На корме и носу находились высокие помосты с зубчатыми ограждениями — на них в случае необходимости размещались воины. Позднее пространство под кормовым помостом зашивалось с бортов, образуя помещение, где располагались первые каюты, иногда с окнами в стенах.

Ког являлся основным типом торгового судна Ганзейского Союза. Появление и развитие кога, способного к плаванию в открытом море, оказало сильное влияние на дальнейшее развитие кораблей.

Предлагаемая модель кога имеет на себе отличительные знаки польского города Эльблонга (1350 г.).

Размеры судна таковы:
длина наибольшая — 27 м
длина по ватерлинии — 20,5 м
ширина — 7,5 м
осадка — 3,0 м

Перед тем как приступать к работе, внимательно рассмотрите чертежи и уясните себе конструкцию всех деталей. Решите вопрос о масштабе. Для получения масштаба 1:100 сторона квадрата на рисунке 1 должна быть равна 2 см, а для масштаба 1:50 — 4 см. Если модель будет плавающей, лучше принять масштаб 1:50.

Для корпуса подберите два бруска сухого дерева — будущие половинки корпуса. Обрежьте их сбоку и обстругайте в плане по рисунку 1. Между полученными блоками вклейте сделанные из планочек киль, форштевень и ахтерштевень. Обработайте ножом и стамеской борта в соответствии с рисунками 2 и 3. Помните, что корпус делается высотой только до палубы, без фальшборта.

Корпус плавающей модели выдолбите изнутри, пропитайте горячей олифой, после высыхания проведите патер-линию. Поставив модель на поду, нагрузите се свинцовым или другим балластом так, чтобы она сидела на 2-2,5 см выше ватерлинии, и закрепите балласт.

Вырежьте из двух кусков 3-мм фанеры палубу и укрепите ее па корпусе клеем с гвоздями. Фальшборт вырежьте из фанеры или картона и прикрепите к бортам клеем и гвоздями так, чтобы нижняя его кромка накрыла стык корпуса и палубы (см. рис. 3). После этого приступайте к окончательной окраске корпуса и фальшборта изнутри и снаружи, пролакируйте палубу, сделайте из брусочков дерева люк и брашпиль (рис. 5).

Пока модель просыхает, изготовьте из фанеры носовой и кормовой помосты вместе с их ограждениями: руль с румпелем, а также вертикальные брусья на борта сделайте из обрезков планок, опоры заднего помоста — из брусков дерева. После заготовки этих деталей соберите их на корпусе по рисункам 1, 4 и 7.

Сделайте из реек квадратного сечения.мачту, рей, бушприт и флагштоки, отлакируйте и установите на месте по рисункам 1 и 7. Крепление рея к мачте показано на рисунке 6. Ванты, штаги и другие снасти сделайте из толстых ниток, скрученных, если это надо, в несколько раз.

Сшейте парус, флаги, вымпел и пришнуруйте их по местам.

Окраска модели:
подводная часть корпуса — черно-коричневая или черная
надводный борт — коричневый
фальшборт снаружи — зелено-белый
фальшборт изнутри — красный
опора кормового помоста — коричневая
ограждения помоста — красные
палубы, мачты, рей, флагштоки — натуральный цвет дерева под лак
наконечники флагштоков — золотые

Парус белый или желтоватый, флаги и вымпел — красно-белые (красный крест на белом фоне и белый крест — на красном).

Ю. КАЗАКОВ, г. Одесса

Сложившиеся на протяжении веков торговые связи между европейскими государствами к периоду позднего средневековья привели к образованию центров судостроения. В то время как в Средиземном море процветали итальянские морские республики, на севере Европы приморские города северогерманских княжеств стали объединяться в купеческие лиги. Наиболее известная из них – Ганза.

В 1241 году Любек и Гамбург заключили между собой соглашение для защиты от скандинавских пиратов морского торгового пути, соединяющего Балтийское море с Северным. Купеческие конторы Ганзы появились в Висмаре, Люшеберге, Ростоке, Гданьске, Берлине, Лондоне.

«Господин Великий Новгород», владея ключом главных торговых путей, идущих с востока и юга, получил на европейских рынках особенно важное значение.

Ганзейские купцы признавали новгородский гостиный двор в городе Висби на острове Готланд одной из важнейших торговых контор своей лиги. Все товары, перевозимые на ганзейских кораблях, проходили с востока и юга через Новгород и Псков. Сами новгородцы плавали по Ладожскому озеру, Финскому заливу, Балтике и Северному морю. Купеческие ладьи новгородцев, кроме немецких городов, ходили в Швецию и Данию.

В конце XIV века Ганза насчитывала 64 города, включая Новгород, Псков, Ригу, Таллин, славянские города Колобжег, Гданьск, Волин, Гайтгабу. С этого времени Ганза стала мощным торговым и политическим союзом городов Северной Европы, контролировавшим три четверти торговли Старого Света. Три столетия господствовала Ганза на морских путях Северной Европы, и даже корабли таких великих морских республик, как Генуя и Венеция, избегали вторгаться в район ее деятельности.

Ганза вела морскую торговлю с Россией – мехами, лесом, зерном, льном, смолой, солью, воском, медом, вывозила через балтийские порты персидский и китайский шелк, везла английскую шерсть во фландрские города. Ганза скупала, солила и вывозила сельдь в Россию, Польшу, Германию. Она контролировала снабжение Англии судостроительными материалами, шведским железом, русским лесом.

Энгельс считал итальянское мореплавание на юге и ганзейское на северо-западе Европы зачатком мировой морской торговли.

В летопись мирового кораблестроения Ганза вписала свой тип судна – ганзейский ког. Мореплавание у народов севера средневековой Европы, не располагавших значительным количеством рабов, не могло базироваться на принудительном труде гребцов. Поэтому вместо многовесельных галер, у которых парус играл лишь вспомогательную роль, ганзейские купцы строили суда, рассчитанные на движение с помощью одних парусов.

Прототипом ганзейского кога был неф – один из наиболее ранних типов большого грузового судна. Он являлся противоположностью стройного и маневренного драккара викингов: широкий и тяжелый, длиной, равной трем ширинам, он имел одну мачту и высокие борта. Мачта ставилась посередине и удерживалась штагами и вантами. Рей, опускавшийся на палубу, нес большой прямоугольный парус, на котором можно было брать рифы, то есть уменьшать площадь паруса, подвязывая его нижнюю шкаторину риф-штертами.

До середины XII века нефы вместо навесного руля имели рулевое весло, укрепленное в корме с правого борта. Обслуживаемое одним человеком, оно не позволяло увеличить площадь парусности и осуществлять сложные маневры. В связи с этим плавания таких судов были, как правило, короткими и их трассы проходили вблизи берега.

Руль, навешенный на петлях под кормой в диаметральной плоскости судна, открыл путь к большому плаванию. В средние века таким судном стал ког.


Рис. 20 Ганзейский ког 1350 года

Это высокобортное, палубное, одномачтовое судно с мощным набором корпуса. Характерная особенность кога – навесной руль и прямые штевни, сильно скошенные к линии киля. Наибольшая длина судна 30 м, длина по ватерлинии – 20 м, ширина – 7,3 м, осадка – 3 м, грузоподъемность – до 200 т. Рейсовый парус площадью 180 – 200 м2 поднимался на мачте, составленной из нескольких подогнанных в единый ствол бревен. Кормовая надстройка кога была конструктивно связана с корпусом.

Корабли ганзейских купцов могли использоваться и для военных целей. В этом случае на носовой и кормовой оконечностях ставили деревянные форты для лучников, напоминающие по форме зубцы крепостных башен. В период крестовых походов ког, как и венецианские корабли, стал транспортным судном для перевозки войск с севера Европы в Средиземное море.

Kor Ганзы как тип судна оказал влияние на развитие парусных судов государств, не входящих в ганзейскую лигу, например Англии, Дании, Швеции.

Внешний вид средневековых когов хорошо известен по изображениям на многочисленных печатях приморских городов. Из рисунков на этих печатях видно, что на носовой оконечности судна появился треугольный помост с оградой наподобие зубцов крепости, а под ним образовалось помещение со входом с палубы. Кормовая площадка занимала около половины длины судна и была несколько ниже. В помещении под кормовой площадкой размещались каюты, в бортовых стенках которых иногда пробивались окна. На верхней части мачты крепилось «воронье гнездо» – наблюдательный пост. Скошенный под углом форштевень заканчивался наклонной мачтой – бушпритом. Он служил для растяжки паруса спереди.

На вкладке изображен военный корабль (21), принадлежавший английскому королю Ричарду III (середина XV века).



Рис. 21 Корабль Ричарда III

Весьма похож на ког датский военный корабль XIV века (22).



Рис. 22 Датский военный корабль XIV века

На севере Европы коги строили до конца XV века, до упадка ганзейского союза, когда открытие Америки и морского пути в Индию нанесло ганзейским купцам окончательный удар. Торговля Ганзы с Россией прекратилась с покорением Иваном Грозным Новгорода.

Это тот редчайший случай, когда построенное в наши дни судно-копия точно повторяет (по крайней мере - по корпусу) оригинал ни много ни мало, а 600-летней давности.

В 1962 г. при производстве земляных работ на берегу реки Везер, невдалеке от Бремена, были обнаружены сравнительно хорошо сохранившиеся останки корпуса средневекового судна. Специалисты с первого взгляда определили, что это одномачтовый грузовой когг Ганзейского союза, построенный не позже XIV в. Условно оно было датировано 1380 г. Находка представляла огромный интерес, поскольку ни описаний, ни сколько-нибудь достоверных изображений этого классического для своего времени и широко распространенного в Северной Европе мореходного парусника в распоряжении ученых не было.

Археологи по отдельности извлекли из грунта 550 деталей рассыпавшегося корпуса, в течение ряда лет консервировали их, чтобы предотвратить дальнейшее гниение древесины, а затем собрали корпус когга и выставили его в германском Музее судоходства (г. Бремерхафен). Попутно родилась идея построить точную копию этого судна для проверки мореходных качеств старинных парусников.

В июне 1987 г. основные чертежи были готовы и поступили на верфь Е. Ратие в Киле. Руководили работами Уве Байковски и инж. В. Д. Хохайсель (из упомянутого выше музея). Все трудоемкие работы, воспроизводившие технологические приемы далекого прошлого, выполнялись вручную, причем это дало значительное количество рабочих мест для местной молодежи.

30 октября 1989 г. "бременский когг" был спущен на воду, после чего примерно два года ушли на его оснащение и оборудование в соответствии с современными требованиями Германского Ллойда. В частности, был установлен 278-сильный дизель "MWM Deutz V8".

Судно "Ubera von Bremen" не только использовалось историками судоходства для всесторонних экспериментов, подтвердивших неплохие мореходные качества парусных коггов и их пригодность для довольно длительных переходов морем, но и продолжает эксплуатироваться в качестве прогулочно-экскурсионного. Оно совершает кратковременные выходы под парусами (парусом!), принимая до 50 пассажиров. При этом желающие с удовольствием берутся за вымбовки самого что ни на есть "натурального" средневекового брашпиля (прообраз фаловой лебедки) и поднимают на 25-метровую мачту массивный 14.6-метровый рей с прямым парусом площадью 192 м 2 . Для работы с брасами и шкотами на кормовой палубе поставлен ручной шпиль.

Что же представляло собой найденное судно, послужившее основой этого когга?

Основные черты его корпуса:

Основные характеристики судна таковы: габаритная длина - 23.23 м, длина по КВЛ (без руля) при максимальной осадке в грузу - 18.1 м. Габаритная ширина - 8.37 м, ширина по палубе - 6.46 м. Осадка в балласте (камни на днище) носом - 1.4 м, кормой - 1.9 м. Объем трюма, занимающего всю длину корпуса, - около 160 м 3 . Вес корпуса - 51.8 т. Водоизмещение в балласте - 91.1 т, в грузу - 127.8 т.

Кстати сказать, измерение веса и грузоподъемности в тоннах нисколько не противоречит исторической истине. Дело в том, что в средние века при перевозке жидких грузов (естественно - не наливом, а в таре) за единицу была принята именно тонна (tonne), равная весу большой наполненной вином бочки, которую перевозили на повозке, запряженной парой лошадей (в наших мерах это как раз 1000 кг).

Подготовлена с использованием данных журнала "Badnyt" (№ 12, 1996) и сайтов германского Музея судоходства и "Ubera von Bremen".

Примечания

1. Как сообщает т. 2 "Морского энциклопедического словаря", название судов этого типа происходит от древнегерманского слова "Kugg" - выпуклый. Известно, что построены три копии ганзейского когга, мало отличающиеся одна от другой.