Во вторник, 27 декабря, стало известно об обнаружении черного ящика воздушного судна и тел троих погибших.

Ранее сообщалось, что самолеты военно-транспортной авиации доставляют в Москву обнаруженные на месте авиакатастрофы тела погибших. В Бюро судмедэкспертизы специалисты начали отбор генетических проб у родственников для опознания жертв.

На данный момент основными версиями катастрофы являются техническое состояние и ошибки пилотирования. Теракт в качестве версии крушения не рассматривается. Об этом сообщил министр транспорта России Максим Соколов, возглавляющий комиссию по расследованию причин крушения.()

Напомним, в воскресенье, 25 декабря, около 5.40 мск в Черном море упал самолет Минобороны РФ Ту-154. В 1,5 километрах от побережья Сочи на глубине 50-70 метров были обнаружены обломки авиалайнера.

По факту крушения Ту-154 Следственный комитет РФ возбудил уголовное дело о нарушении правил полетов.

На борту находились 92 человека: 84 пассажира, среди которых артисты ансамбля имени Александрова, доктор Лиза и 6 сотрудников российских телеканалов, и 8 членов экипажа.

В связи с крушением самолета Минобороны РФ организована горячая линия, телефон: 8-800-100-18-86 .

ХРОНИКА ПРОИСШЕСТВИЯ

Работник береговой охраны пограничных войск ФСБ, находившийся во время крушения Ту-154 в катере на Черном море, и ставший его свидетелем, сообщил, что незадолго до падения воздушное судно летело с носом, неестественно задранным вверх.

Поисковая операция в районе авиакатастрофы Ту-154 продолжается безостановочно 24 часа. С наступлением темноты акватория моря подсвечивается прожекторами большой мощности и световыми башнями.

Все найденные фрагменты Ту-154 доставлены на берег и переданы следственным органам.

К Южному молу Морского вокзала Сочи стекается народ на акцию памяти, посвященную артистам Ансамбля имени Александрова, офицерам и журналистам, погибшим накануне во время авиакатастрофы.

Они несут с собой цветы, свечи и венки, чтобы бросить в воду. Так горожане решили почтить память жертв крушения.

Всего в поисково-спасательной операции принимают участие 45 кораблей и судов, 15 глубоководных аппаратов, 192 водолаза, 12 самолетов и 5 вертолетов, сообщили в Минобороны РФ.

Правительство Москвы выплатит по 1 млн рублей семьям москвичей, погибших в результате авиакатастрофы.

Семьям погибших москвичей город выплатит по 1 млн рублей. Кроме того, им будут положены и федеральные выплаты, - сообщили "Интерфаксу " в пресс-службе мэра и правительства города в понедельник.

Обнаружено тело еще одного погибшего в авиакатастрофе с Ту-154.

В районе поисковой операции доставлена на берег часть обшивки фюзеляжа с иллюминаторами, обнаружена также хвостовая часть с фрагментами двигателя.

В район поисковой операции в Черном море прибыл самоходный кран "Черноморец-11" грузоподъемностью до 100 тонн.

Опознаны две жертвы крушения самолета Ту-154 Минобороны в Черном море, рассказал РИА Новости источник в силовых структурах.

Опознаны двое: летчик (Роман) Волков и помощник начальника департамента культуры министерства обороны Оксана Бадрутдинова, - уточнил собеседник агентства.

Электронную книгу соболезнований в память о жертвах катастрофы самолета Ту-154 открыло посольство России в Великобритании.

"Мы открыли электронную книгу соболезнований по адресу http://rusemb.org.uk/tu154/. Вы также можете направить соболезнования на электронный почтовый адрес [email protected]", - сообщили в посольстве.

Ближайшие концерты ансамбля имени Александрова отменены, следующее выступление может состояться не ранее чем через месяц, заявил ведущий солист хора Александр Тощев.

На месте крушения Ту-154 нашли три фрагмента фюзеляжа .

Продолжаются поисковые работы у берегов Сочи, - сообщил "ВМ" из Сочи журналист Юрий Иващенко. - Они ведутся круглосуточно в три смены. Спеццентр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Черного и Азовского морей прогнозирует завтра благоприятную для поисков погоду - переменную облачность, местами дожди, слабый до умеренного ветер.

К настоящему времени закончено обследование 100 процентов надводной поверхности в районе поиска рухнувшего в Черном море самолета Ту-154. Суда Росморречфлота прекратили активные поиски и встали на якорь до получения новых указаний.

Водолазы подняли 70 фрагментов тел погибших при крушении Ту-154

Погода в Сочи, где ведутся поисково-спасательные работы на месте крушения самолета Ту-154, во вторник останется хорошей, сообщает ФГБУ "Специализированный центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Черного и Азовского морей".

По данным ведомства, во вторник в Сочи сохранится благоприятная для поисков погода, как и была в понедельник. Ожидается переменная облачность, местами слабый дождь. Ветер слабый до умеренного. Температура воздуха составит +5...+10 градусов.

Выяснилось, что один из погибших вокалистов ансамбля имени Александрова Михаил Васин был уроженцем города Лабинска, - сообщил "ВМ" журналист Юрий Иващенко из Сочи. - Он погиб вместе с невестой Ралиной Гильмановой накануне свадьбы. У певца остались мать, старший брат и бабушка. Как сообщили в администрации Краснодарского края, регион выплатит им миллион рублей в качестве компенсации.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТЫ

Сергей Кругликов, заслуженный пилот РФ, рассказал "ВМ", что могло стать причиной крушения Ту-154 над Черным морем.

– Один из главных вопросов, на который до сих пор нет ответа – почему экипаж лайнера не вышел на связь с землей. Хотя сделать это очень просто – достаточно нажать всего одну кнопку. Так почему же не нажал? Возможно, экипажу было просто некогда: произошло какое-то ЧП, и он боролся с его последствиями. Было просто не до связи с диспетчером. Когда возникает проблема, нужно, первым делом, пилотировать самолет ().

Папа римский Франциск в понедельник выразил соболезнования в связи с крушением самолета Ту-154.

В ходе своего традиционного обращения на площади Святого Петра по случаю отмечаемого Дня святого Стефана, понтифик выразил "глубокие соболезнования" российскому народу и тем, кто потерял близких в результате этой трагедии.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Композитор, музыкант Александр Журбин:

– Мы с Ирой (прим. ред. - жена композитора, поэтесса и переводчица Ирина Гинзбург) приносим глубочайшие соболезнования всем семьям и близким погибших. Узнали об этом несколько минут назад, потому что весь день мы были в самолете. Я знал многих – и Валерия Халилова, и Антона Губанкова, и певцов, и музыкантов... Кошмар! Вечная память им!

Водолазы подняли со дна Черного моря фрагмент средней части фюзеляжа, сообщили ТАСС в оперативном штабе по проведению поисковой операции.

Основной сцене Московского Художественного театра отменен самый кассовый спектакль - «№ 13D» в постановке Владимира Машкова. Это случилось из-за траура по погибшим в авиакатастрофе над Черным морем 25 декабря.

"Художественный театр глубоко скорбит и выражает свои искренние соболезнования родным и близким погибших в авиакатастрофе над Чёрным морем 25 декабря" - опубликовано на сайте МХТ.

26 и 27 декабря струнный квартет имени Рахманинова даст в Сочи бесплатные концерты в память о тех, кто погиб при крушении Ту-154 в акватории курорта, - сообщил "ВМ" сочинский журналист Юрий Иващенко.

Выступать музыканты будут на втором этаже здания морского вокзала. Время начала концертов - 19 часов 30 минут.

А в 21 час у Южного мола Сочинского морского порта состоится акция памяти, принять участие в которой сможет каждый желающих.

Паралимпийский комитет России выразил соболезнования в связи с гибелью 92 человек в авиакатастрофе Ту-154 Минобороны в Черном море, сообщает пресс-служба организации.

Праздничную новогоднюю иллюминацию отключают в понедельник в Белоруссии в знак солидарности и скорби по жертвам авиакатастрофы на юге России, сообщила "Интерфаксу " пресс-секретарь президента республики Наталья Эйсмонт.

В Министерстве обороны РФ заявили о завершении обследования всей надводной поверхности в зоне проведения поисковой операции. Сам район поисков разделен на 15 секторов. Дно исследовано уже в семи из них.

В распоряжении сотрудников Федеральной службы безопасности оказалась запись с видеорегистратора, с которой сейчас работают члены следственной группы, - сообщил "ВМ" сочинский журналист Юрий Иващенко.

По данным Минобороны, поисковики обнаружили еще обломки самолета на расстоянии 1700 метров от берега. Радиус разброса фрагментов на дне моря составляет около 500 метров.

Мы планировали с ансамблем Александрова проехать по столицам государств, освобождённых нашим солдатом, - говорит сопредседатель движения «Бессмертный полк России» Николай Земцов . - У них было мощное оружие - их песни. «Хотят ли русские войны» воспринималась ненавистниками России как песня, разрушающая искусственно созданные стереотипы об «агрессивных русских». Её постоянно просили исключить из репертуара, осознавая мощное воздействие на сердца европейцев. У слушателей мурашки бежали по спине, когда пел хор, и слёзы наворачивались на глаза.

Недавно коллектив записал песню «Вставай, Бессмертный полк!», которая тоже стала частью репертуара...

Мы вас помним, ребята! Вы погибли как фронтовая бригада в далёкие дни 1943-го. «Бессмертный полк России» сохранит ваши лица и ваш боевой путь. С нами навсегда останется память о вас, очищающих наши сердца своим талантом, - добавил Николай Земцов.

Сотрудники Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям перечислят 10% январской заработной платы семьям журналистов, погибших в авиакатастрофе Ту-154 под Сочи, сообщает в понедельник пресс-служба Роспечати.

На нескольких погибших пассажирах, чьи тела были обнаружены, были надеты спасательные жилеты, сообщили в экстренных службах.

Как сообщили в Южном региональном поисково-спасательном отряде МЧС, водолазы обнаружили в Черном море фюзеляж самолета Ту-154 , по предварительным данным, обломки находятся на глубине 27 метров в одной миле от берега. В настоящее время спасатели готовятся поднять фрагменты.

У побережья Адлерского и Хостинского районов города Сочи очень короткий шельфовый склон (1,5–2 километра). К нему подходят подводные каньоны, в один из которых и мог попасть затонувший самолет. Подводные обрывы могут уходить до километра в глубину. Специалисты отмечают, что для точной оценки «разноса» тел погибших и обломков самолета необходимо делать модельные расчеты. Сейчас этим занимаются, но это длительный процесс, - рассказал Юрий Иващенко.

Сегодня утром в район поисков были направлены три судна Росморречфлота: «Водолаз 32», «Веретехин» и «Борей», - сообщил "ВМ" сочинский журналист Юрий Иващенко. - К поискам планируют подключить и телеуправляемый подводный аппарат «Фалькон», который уже доставлен на курорт из Туапсе. Подобные устройства использовали 10 лет назад после крушения в Черном море пассажирского лайнера, следовавшего из Еревана в Сочи. Спасатели Росморречфлота обнаружили в море несколько фрагментов тел погибших пассажиров Ту-154, а также обломки кресел и подголовников упавшего самолета. Губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев считает, что тела большинства пассажиров упавшего самолета могут находиться внутри салона под водой, поэтому они до сих пор не обнаружены. Во время спасательных работ спасатели сталкиваются со сложностями. Скорость течения может быть до 1,5 метров в секунду в зависимости от сложившейся гидрометеорологической обстановки.

Найдены очевидцы падения Ту-154. С ними работают члены следственной группы, сообщает ФСБ РФ.

В спасательной операции задействовано около 3,5 тысяч человек, - сообщает из Сочи журналист Юрий Иващенко. - Специалисты определили траекторию полета Ту-154, поиски обломков ведутся в 6 километрах от берега. По мнению представителей Воздушно-космических сил, сегодня спасатели могут обнаружить местонахождение самолета на дне Черного моря. Согласно данным локаторов, возможно, было касание бортом водной поверхности. Основной же удар при падении пришелся на фюзеляж. А накопители информации находятся в киле, и, по мнению военных, скорее всего эта часть меньше всего пострадала.

В Сочи прибывают родственники погибших, - сообщил "ВМ" сочинский журналист Юрий Иващенко. - Приехали пока 12 человек, первые двое прибыли вчера - они отдыхали в Туапсинском районе. Остальных готовы принять в любой момент. По словам губернатора Краснодарского края Вениамина Кондратьева, для этого подготовили все необходимое: были развернуты оперативные штабы, обеспечена работа нескольких групп медицинской и психологической помощи.

Даже с наступлением темноты операция в районе авиакатастрофы проводилась безостановочно и будет продолжаться в круглосуточном режиме. На кораблях и в береговой зоне были развернуты осветительные прожекторные установки большой мощности, - сообщил "ВМ" сочинский журналист Юрий Иващенко. - Обломки самолета разносит течение, радиус их поиска составляет 10 километров. Часть фрагментов воздушного судна, предположительно, может оказаться в акватории Абхазии. Помимо этого, обломки самолета и вещи находившихся на борту людей может выбросить на побережье Сочи. В связи с этим на дежурство к береговой линии отправлены сотрудники районных администраций курорта и полицейские.

В разбившемся самолете был наш певчий, - подчеркнули в Храме Святых новомучеников и исповедников Российских в Бутове.

Теракт не значится среди основных версий крушения самолета Ту-154.

Ключевыми предположениями, из-за которых произошла авиакатастрофа, стали техническое состояние и ошибки пилотирования. Об этом в эфире телеканала «Россия-24» сообщил министр транспорта России Максим Соколов.()

Первый самолет с телами погибших при крушении Ту-154 прибыл в Москву.

Опять гибнут люди, опять беда. Сколько молодых, не узнавших жизни людей.. Этот год все их близкие теперь не забудут никогда.

Важно узнать причину этой трагедии, чтобы она больше не повторилась. Как хлестко, больно, наотмашь прощается этот високосный год. Вечная память, - народный артист России Андрей Соколов соболезнует родным и близким погибших при крушении самолета Ту-154.

Какой бы ни была причина случившегося, это страшная несправедливость, это тяжёлый удар для всего нашего цеха, это невосполнимая потеря для России, это страшная потеря для родных и близких погибших. Мои самые глубокие и искренние соболезнования! Памяти погибших в чудовищной авиакатастрофе над Черным морем я посвятил "Море и чайки", этюд-картина С. В. Рахманинова, который играл в Консерватории имени Шостаковича в Санкт-Петербурге, - пианист Денис Мацуев выразил свои соболезнования в связи с крушением Ту-154 Минобороны в Черном море.()

Самолет Ил-76 с 10 телами погибших вылетел из Сочи в Москву, сообщили в департаменте информации и массовых коммуникаций Минобороны России.

Телеграмму соболезнования в связи с крушением российского авиалайнера в районе Сочи направил президенту РФ Владимиру Путину председатель КНР Си Цзиньпин , сообщили официальные китайские СМИ в понедельник.

Памяти погибших при крушении авиалайнера Минобороны РФ Ту-154. Стихотворение корреспондента "ВМ" Анны Поваго:

Когда нужно взлетать,

безотчетно выходишь на взлет.

Впереди - только горы и море,

и вольный полет.

Береженого Бог на земле

перестреляной ждет.

Береженого даже костлявая

смерть не берет...

Да, подумаешь! Только одну ночь

семья не уснет.

Ты на утро в своем инстаграмме

им выдашь отчет...

Когда нужно лететь в города,

где полуденный зной

сдобрен щедро ударами,

криками, смазан войной,

где один на один

остается со смертью любой,

а часы выживания куплены

страшной ценой... ()

"По прошествии первых суток после чудовищной катастрофы над Черным морем Ту-154, унесшей жизни 92 человек, ясности относительно причин катастрофы не появилось.

Собственно, причин катастрофы, по большому счету, может быть три: ошибка пилотов, техническая неисправность и теракт. Против каждой из этих версий есть весьма серьезные аргументы. Притом что ни одну из них нельзя отметать полностью," - обозреватель "ВМ" Георгий Бовт рассуждает о причинах трагедии ()

Первый рейс с телами погибших в катастрофе Ту-154, как ожидается, прибудет в Москву в понедельник утром, сообщил статс-секретарь - заместитель министра обороны РФ Николай Панков.

Из источника в правоохранительных органах стало известно, что в материалах уголовного дела появилось видео, снятое камерой наружного наблюдения во время крушения лайнера Ту-154 в Сочи, на котором видна вспышка в небе во время крушения самолёта, - сообщил "ВМ" сочинский журналист Юрий Иващенко. - Ранее эксперты не исключали, что самолет мог взорваться в воздухе, особенно если принимать во внимание большой радиус разлета обломков. Но затем по найденным обломкам и по характеру повреждения тел в силовых структурах заявили, что версия теракта практически исключена.

Предположительное место падения самолета Ту-154 под Сочи определено, сообщает департамент информации и массовых коммуникаций Минобороны России.

"Александровцы всегда ехали туда, где их товарищам по оружию была нужна поддержка: Афганистан, Таджикистан, Приднестровье, Чечня. Они были и остаются «мягкой силой» Родины, представляя Россию и нашу армию на лучших сценах Европы, Азии, Африки и Америки. Сложно найти ансамбль, который бы так искренне любили в нашей стране, да и не только в нашей. И в последний путь погибших музыкантов проводят всем миром. Как героев..." (колонку обозревателя "ВМ" Андрея Коца читайте ).

То, что произошло, ужасно, - поделился с "ВМ" известный писатель Алексей Биргер (автор детективных повестей и сценария фильма "По ту сторону волков"). - Сама по себе гибель людей - трагедия. Но когда погибают талантливые и неравнодушные люди - еще хуже. Я много хорошего знаю о деятельности доктора Лизы, ее офис находится в Басманном районе, где я живу. Поэтому знаю ее как общественного деятеля и прекрасного врача. У меня даже нет слов...


Сочинский аэропорт работает в прежнем режиме, - сообщил "ВМ" сочинский журналист Юрий Иващенко. - Туда прибыл первый самолет с родственниками погибших. В специальной зоне с ними работают медики и психологи. Доступ остальным туда ограничен. Затем родственников специальным транспортом доставят в санаторий "Аврора" (Хостинский район Сочи), где им обеспечат проживание и питание.

Спасатели и техника все продолжают прибывать на место катастрофы. Сейчас поиски ведут 27 кораблей и судов, почти 40 водолазов, четыре вертолета, беспилотники и телеуправляемые глубоководные аппараты. Сформирован район поиска, его площадь составляет десять с половиной квадратных километров. Район поделили на сектора и распределили между поисково-спасательными силами, которые все продолжают прибывать на место катастрофы. Так, в ближайшее время из других флотов дополнительно прибудут более 100 водолазов-глубоководников со специальным оборудованием. Для того, чтобы поиски можно было продолжать и в темное время суток, на место происшествия направлены прожекторные установки и спецтехника. Всего в поисково-спасательных мероприятиях принимают участие более 3 тысяч человек.

Для меня эта личная трагедия, - сообщил "ВМ" народный артист СССР Иосиф Кобзон . - Погибли артисты прекрасного коллектива, погиб мой друг Халилов. Я с ансамблем Александрова очень тесно сотрудничал, один раз выступал в Сирии, 14 декабря выступил в Перми. Меня дирижёр приглашал поехать и на этот раз в Сирию, но я попросил освободить от поездки из-за медицинской визы.()

Тела погибших обнаружены в 8 километрах от берега, - сообщил "ВМ" сочинский журналист Юрий Иващенко. - На данный момент спасателям не удалось обнаружить выживших людей. В Сочи создан оперативный городской штаб по поиску обломков самолета. Администрация города выразила готовность оказания помощи родственникам погибших сотрудников.

Передает корреспондент "ВМ" Сергей Шахиджанян:

Цветов у офиса ансамбля Александрова так много, что для них вынесли шесть столов. Москвичи молча кладут свечи и цветы и тихо уходят.

В Черном море на месте катастрофы продолжается поисково-спасательная операция. По уточнённым данным, в настоящее время на борт спасательного судна подняли 10 тел погибших, но тела очень обезображены, родственники вряд ли их смогут опознать, - сообщил "ВМ" сочинский журналист Юрий Иващенко. - Врачи утверждают, что для опознания потребуется генетическая экспертиза, и скорее всего сочинские медики будут обращаться за помощью в московский институт имени Сербского.

Первые родственники жертв авиакатастрофы прибыли в Сочи рейсом из Москвы, сообщает ТАСС. В зале прилета их встретили психологи.

Также в Адлере приземлился Ил-76 со спасателями и водолазами отряда "Центроспас" и центра "Лидер".

Министерство внутренних дел выражает соболезнования в связи с трагедией.

Руководство и личный состав МВД России выражают глубокие соболезнования родным и близким погибших в катастрофе самолета Ту-154, на борту которого находились военнослужащие, артисты Академического ансамбля песни и пляски Российской Армии им. А.В. Александрова, журналисты и общественные деятели. Со многими из них полицейским не раз приходилось работать вместе, плечом к плечу, порой в самых сложных условиях. Память о них навсегда останется в наших сердцах, - говорится в сообщении пресс-службы МВД.

Также соболезнования выразили чрезвычайный полномочный посол Франции в Москве Жан-Морис Рипер и министр иностранных дел Италии Анжелино Алфано.

Из речи доктора Лизы по поводу вручения Госпремии в Кремле 8 декабря: "Мы никогда не уверены в том, что вернемся назад живыми".

В поисковой операции в Черном море задействованы девять судов МЧС. Для обследования конструкций затонувшего самолета в полной готовности находятся 48 водолазов.

Соболезнования от лица всего сербского народа выразил премьер-министр Сербии Александар Вучич , лично посетивший российское посольство в Белграде.

"В этот трудный день, полный боли для всего русского народа, я хочу сказать, что граждане Сербии соболезнуют вам и что мы всегда будем помнить великолепные концерты артистов из ансамбля имени Александрова, а также всех других наших друзей, погибших в этой трагической катастрофе", - сказал Вучич. худрук Государственного академического русского хора имени А.В. Свешникова Евгений Волков ().

С Валерием Михайловичем Халиловым и со многими солистами ансамбля мы многократно пересекались на всевозможных репетициях и фестивалях, - поделился с "ВМ" экс-руководитель Президентского оркестра, дирижер, композитор и народный артист России Павел Овсянников . - Я могу говорить о них исключительно как о профессионалах экстра-уровня и светлых, добрых людях. Новость повергла меня в абсолютный шок. Не верится, что все это произошло на самом деле. У Валерия Михайловича была непростая судьба, и благодаря стойкости и мужеству характера он дослужился до такого высокого звания. Он был единственным генерал-лейтенантом, который был дирижером. Ансамбль Александрова, очевидно, ждут серьезные перемены, но я ответственно заявляю, что все музыкальное общество и я лично готовы помочь.

К офису ансамбля имени Александрова .

Погиб наш культурный десант. Эти люди выступали всегда в горячих точках, они были в погонах, они несли добро и свет. Десант творческий, культурный, образовательный. Они были на боевом посту, выполняя свою благородную миссию - нести искусство в самые тяжелые удаленные точки нашей планеты. Я бы хотел выразить огромное соболезнование всем родным и близким погибших. Это огромная зияющая рана, это ужасная потеря для отечественной культуры, и мы скорбим вместе со всей страной. Пока даже невозможно осознать масштаб той трагедии, которая случилась. Мне просто очень тяжело, это не просто коллеги - это друзья, - сказал Кибовский журналистам.

Заявил корреспонденту "ВМ", что картина катастрофы характерна для теракта:

Я могу сравнить это с рейсом из Шарм-эль-Шейха. Ситуации очень схожие. Нормальный взлет, затем внезапный обрыв связи. В том случае прошло 20 минут после взлета, сейчас меньше. И в том и в другом случае разброс обломков большой. В Египте их собирали на 20-30 квадратных километрах площади. Тогда самолет был на высоте 9 тысяч метров и оставался в наборе высоты. Здесь – 7 минут полета, обрыв связи… доклада никакого от экипажа не последовало, хотя командир экипажа должен включить связь и доложить. Доклада не было. Значит, у командира экипажа просто не было возможности доложить, ситуация и перегрузка были настолько экстраординарными. Самолет мог просто развалиться в воздухе, у него мог отвалиться хвост. И, вряд ли это могло произойти из-за усталости металла. Ту-154 очень надежный самолет. Они давно эксплуатируются нашей авиацией. Скорее всего, на борт пронесли что-то, чего не надо было ().

Директор Института культуры МЧС, заместитель председателя Общественного совета при Министерстве культуры, народный артист России Николай Бурляев выразил соболезнования в связи с трагедией:

Примите слова сердечного соболезнования в связи трагической гибелью наших коллег - выдающегося дирижера Валерия Халилова, директора Управления культуры Московской области Антона Губанкова и артистов прославленного Ансамбля Александрова. Министерство обороны и вся российская культура понесли невосполнимую утрату - потерю неповторимых мастеров искусства, являвшихся визитной карточкой России в стране и за рубежом, верно служивших своим вдохновенным творчеством возвышению и просветлению человеческих душ во всем мире. Среди погибших много наших личных друзей, утрата которых глубоко ранила наши сердца (

"Хоккейный клуб ЦСКА выражает свои глубочайшие соболезнования всем, кого коснулась эта ужасная трагедия", - заявили в пресс-службе ХК ЦСКА.

"Игроки, тренеры, работники нашего клуба выражают искренние соболезнования родным и близким погибших на борту Ту-154 Министерства обороны РФ", - заявили в ПБК ЦСКА.

Психологи будут оказывать помощь родственникам погибших в Ту-154 в центре, где располагался ансамбль имени Александрова.

– Наши сотрудники получили с утра поручение… там погибли артисты, певцы ансамбля имени Александрова, наши определили, где находится их центр и, насколько я знаю, наши специалисты должны были туда направиться. Если родственники будут приходить туда, будут ими заниматься там, кроме того они оставят там номера телефонов нашей горячей линии, которая находится в центре Сербского, - рассказал РИА Новости главный психиатр Минздрава Зураб Кекелидзе.

Адвокат Глеб Глинка, супруг доктора Лизы, подтвердил «ВМ», что она была на борту самолета Ту-154 , потерпевшего крушение в Черном моря.

Видео с канала Youtube Вячеслава Лукина

Для расчета массы разбившегося воздушного судна были применены специальные методики, в том числе с использованием данных параметрического самописца, поднятого со дна Черного моря.

В результате стало известно, что 24 декабря при взлете с подмосковного аэродрома Чкаловский, откуда Ту-1542Б-2 начал свой маршрут, взлетный вес самолета вместе с заправленными в него 24 т топлива составил 99,6 т. Это превышало нормативы, но отклонение в 1,6 т было несущественным. При таком весе самолет обычно взлетает без особых проблем.

В Адлере из Ту-154Б-2 никто не выходил, за исключением командира и второго пилота. В самолет ничего дополнительно не грузили, однако лайнер был дозаправлен по максимуму. В его баках было 35,6 т топлива.

По оценкам специалистов, в результате взлетный вес лайнера вместо нормативных 98 т составил около 110 т.

Рано утром 25 декабря Ту-154Б-2 взлетал по большой взлетно-посадочной полосе (в Адлере их две). После этого самолет должен был отвернуть вначале вправо, затем влево, а потом взять курс на Латакию, на авиабазу Хмеймим. Однако проблемы начались еще во время подъема.

Отрыв самолета от взлетно-посадочной полосы Адлера произошел только на 37-й секунде после начала разбега, на скорости 320 км/ч, угол тангажа при этом составил от 4 до 6 градусов. Все эти параметры свидетельствуют о том, что самолет с трудом поднялся в воздух. Скороподъемность составляла 10 м/с вместо обычных 12-15 м/с.

Через 2 секунды после взлета командир экипажа потянул на себя штурвал, задрав нос самолета так, что тангаж составил уже 10-12 градусов. Для управляющего перегруженным самолетом это были очень необдуманные действия. Уборку закрылков экипаж начал на высоте 150 м и на скорости 345 км/ч. С учетом значительного превышения нормативного взлетного веса Ту-154 эти действия следовало производить на более высокой скорости.

Скорость сваливания самолета (малая скорость полета, когда угол атаки достигает критического значения, и самолет становится неуправляемым) растет с массой, а также зависит от положения закрылков (чем больше они выпущены, тем она меньше). Поэтому при определенном весе скорость может оказаться такой, что до уборки закрылков она будет больше скорости сваливания, а после — меньше.

На записях речевого самописца слышно, как второй пилот попросил у командира разрешения на уборку механизации, но последний ничего не ответил. Второй пилот, по всей видимости, расценил его молчание как знак согласия. Подъемная сила с момента начала уборки механизации естественным образом начала резко падать.

Самолет успел выйти на высоту 200 м, когда командир вновь сделал неожиданное движение — отдал штурвальную колонку от себя и затем вдруг снова взял ее на себя, потеряв в маневре и без того небольшую высоту.

Еще не полностью убрались закрылки, как в кабине Ту-154 сработала система, сигнализирующая об опасном сближении с землей. Угол наклона закрылков составлял 5-7 градусов, когда командир сделал движение штурвалом и педалями руля направления влево. В плановом режиме он должен был сделать наоборот. Самолет свалился в крен 30 градусов.

В этот момент звучит сигнал опасного крена, на который уже никто не обращает внимания. «Мы падаем!» — кричит второй пилот.

Командир делает движение штурвалом и педалями в обратную сторону и берет штурвальную колонку на себя. В этот момент угол атаки составил 10 градусов. При этом продолжался разгон самолета до 500 км/ч. Скорость возрастала, крен увеличивался, а подъемная сила падала. Никакого запаса по высоте у Ту-154 практически не было.

Еще через несколько секунд, уже с креном в 50 градусов и на скорости 540 км/ч, самолет левым крылом коснулся воды. В таких условиях столкновение с водной поверхностью равносильно столкновению со скалой. Самолет разрушился, его обломки разбросало на большой площади.

В общей сложности последний полет Ту-154 продолжался всего 74 секунды.

До момента удара о воду самолет был полностью исправен. Метеоусловия на аэродроме Адлер в момент взлета были благоприятные: температура окружающего воздуха — 5 градусов выше нуля, влажность — 76%, давление — 763 мм рт. ст., боковой ветер — 5 м/с. Опасных метеоявлений не наблюдалось.

Выяснилось также, что погибший экипаж вместе с опытным командиром выполнял взлет на разбившейся машине с той же взлетно-посадочной полосы в Адлере всего за два месяца до катастрофы — 1 октября 2016 года.

Тогда отрыв от ВПП был произведен на скорости 310 км/ч. Со скороподъемностью 12-15 м/с экипаж приступил к набору высоты. На высоте 450 м был осуществлен доворот вправо с правым креном 20 градусов, потом самолет осуществил доворот влево, и уже затем, на высоте 450 м, в течение 13-14 секунд были убраны закрылки, до этого стоявшие во взлетном положении — 28 градусов.

Действия опытного экипажа и поведение исправной машины во время своего следующего взлета в Адлере можно объяснить только тем, что командир Ту-154 не знал ни характера, ни точного веса груза на борту, а следовательно — и о перегрузке своего самолета. Поэтому в Адлере в самолет и перелили топлива. Вероятно, его залили бы меньше, если бы знали точный вес имущества, которое погрузили в самолет в Чкаловском.

Возможно, в самолет поместили что-то сравнительно небольшое по объему, но значительное по своему удельному весу.

Если бы командир экипажа знал о превышении нормативного взлетного веса более чем на 10 т, он или отказался бы от полета, или взлетал бы с учетом того, что самолет перегружен.

Последние действия экипажа можно объяснить тем, что летчики догадались, что с самолетом что-то не так, и попытались вернуться на аэродром вылета, чтобы сесть на другую, меньшую по размеру взлетно-посадочную полосу в Адлере. Однако не хватило высоты.

Не лучшую роль сыграло темное время суток: визуального представления о том, что до водной поверхности осталось совсем немного, у экипажа не было.

На самолете Ту-154, разбившемся рано утром 25 декабря, летели артисты Ансамбля песни и пляски имени Александрова, которые должны были дать новогодний концерт на российской базе Хмеймим в Сирии. Их сопровождали съемочные группы Первого канала, и «Звезды». Всего погибли 92 человека — 84 пассажира и 8 членов экипажа.

ТАСС-ДОСЬЕ. 25 декабря 2016 г. вскоре после вылета из Сочи упал в Черное море самолет Ту-154 Министерства обороны РФ. На его борту находились 92 человека. Редакция ТАСС- ДОСЬЕ подготовила справку о случаях катастроф самолетов этого типа с 2000 г. Всего за это время с Ту-154 произошло 10 катастроф, в которых погибли 878 человек (не считая происшествия 25 декабря).

4 июля 2001 г. пассажирский самолет Ту-154М (регистрационный номер RA-85845) авиакомпании "Владивосток Авиа", выполнявший рейс ДД 352 по маршруту Екатеринбург - Иркутск - Владивосток, при заходе на посадку в аэропорту Иркутска перешел в режим штопора и разбился. Погибли все находившиеся на борту 145 человек - 136 пассажиров и 9 членов экипажа. Причина катастрофы - ошибки пилотирования из-за нарушения взаимодействия в экипаже и отсутствия должного контроля за выдерживанием параметров полета.

4 октября 2001 г. пассажирский самолет Ту-154М (регистрационный номер RA-85693) российской авиакомпании "Сибирь" (ныне выполняет полеты под брендом S7 Airlines), следовавший рейсом 1812 из Тель-Авива (Израиль) в Новосибирск, потерпел крушение над Черным морем в 200 км к юго-западу от Сочи. В результате катастрофы погибли все находившиеся на борту 78 человек - 66 пассажиров и 12 членов экипажа. Согласно материалам расследования Межгосударственного авиационного комитета (МАК), самолет поразила ракета украинского зенитного ракетного комплекса С-200, запущенная в ходе военных учений. Украина официально не признала юридической ответственности за катастрофу.

12 февраля 2002 г. в 20 км от аэропорта иранского г. Хорремабада потерпел крушение самолет Ту-154М (регистрационный номер EP-MBS) иранской авиакомпании Iran Airtour, выполнявший рейс IRB956 из Тегерана. Самолет при заходе на посадку в сложных метеоусловиях врезался в гору Кухэ-Сефид на высоте 2 тыс. 773 м. Погибли все 119 человек, находившиеся на борту: 107 пассажиров и 12 членов экипажа.

1 июля 2002 г. в воздухе над Боденским озером (близ г. Юберлинген, Германия) из-за ошибки авиадиспетчера столкнулись пассажирский самолет Ту-154М (регистрационный номер RA-85816) российской авиакомпании "Башкирские авиалинии", выполнявший рейс ВТС 2937 Москва - Барселона, и транспортный Boeing 757-23APF (регистрационный номер A9C-DHL) немецкой компании DHL, выполнявший грузовой рейс DHX 611 из Бахрейна в Брюссель. Погибли все находившиеся на борту обоих самолетов - 71 человек, в том числе двое летчиков DHL и 69 человек в российском самолете (из них 52 ребенка, летевшие на отдых в Испанию). 24 февраля 2004 г. авиадиспетчер Питер Нильсен, направлявший столкнувшиеся самолеты, был убит архитектором Виталием Калоевым, у которого в катастрофе над Боденским озером погибли жена и двое детей.

22 августа 2006 г. пассажирский самолет Ту-154М (регистрационный номер RA-85185) российской авиакомпании "Пулково", выполнявший рейс 612 по маршруту Анапа - Санкт- Петербург, потерпел крушение близ пос. Сухая Балка (Донецкая обл., Украина). Погибли все 160 пассажиров и 10 членов экипажа, находившиеся на борту. Причиной катастрофы стали ошибочные действия пилотов при попытке обойти грозовой фронт.

1 сентября 2006 г. пассажирский самолет Ту-154М (регистрационный номер EM-MCF) иранской авиакомпании Iran Airtour совершил жесткую посадку в иранском аэропорту г. Мешхед. Самолет выполнял рейс из Бандар-Аббаса. После касания земли в результате неполадки переднего шасси (предположительно, у него лопнула шина), самолет вылетел за пределы взлетно-посадочной полосы, разрушился из загорелся. Из 148 человек, находившихся на борту (137 пассажиров и 11 членов экипажа) погибли 28 человек.

15 июля 2009 г. пассажирский самолет Ту-154М (регистрационный номер EP-CPG) иранской авиакомпании Caspian Airlines, следовавший рейсом 7908 из Тегерана в Ереван (Армения), потерпел катастрофу в районе пос. Джанатабад близ иранского г. Казвин, в 200 км от аэропорта вылета. По данным диспетчеров, самолет прервал набор высоты и развернулся на 270 градусов (вероятно, пилоты резко изменили курс в поисках места для вынужденной посадки), после чего произошло падение, длившееся примерно 1,5 мин. В результате погибли все находившиеся на борту 168 человек - 15 членов экипажа и 153 пассажира, из них двое детей. Большинство жертв были гражданами Ирана, среди погибших были также пять граждан Армении. 10 мая 2016 г. представитель прокуратуры Тегерана Гази Шахриари заявил, что катастрофу вызвали неполадки с клапаном компрессора давления двигателей, вызвавших их отказ. Прокуратура возложила вину на российскую компанию - проектировщик самолета и на персонал, обслуживавший рейс.

10 апреля 2010 г. при посадке на аэродроме "Смоленск- Северный" (Россия) потерпел крушение самолет Ту-154М ВВС Польши, на борту которого находились президент Польши Лех Качиньский и делегация представителей польского политического и военного руководства, направлявшиеся на траурные мероприятия памяти жертв Катыни. Погибли все 89 пассажиров и семь членов экипажа лайнера. Причиной катастрофы были ошибки пилотов.

4 декабря 2010 г. выкатился за пределы ВПП московского аэропорта Домодедово и разрушился пассажирский самолет Ту-154М "Авиалиний Дагестана" (регистрационный номер - RA-85744), выполнявший рейс ЮХ372 из Домодедово в Махачкалу. Вскоре после взлета из Домодедово у самолета возникли неполадки с двигателям, экипаж принял решение провести экстренную посадку. В ее ходе самолет выкатился за пределы ВПП и получил серьезные повреждения. Из 171 человека, находившихся на борту (163 пассажира, 8 членов экипажа), погибли два пассажира. Причиной инцидента стало некачественное топливо, однако основную вину МАК возложил на командира судна, Закаржу Закаржаева, который допустил нарушение экипажем ряда инструкций по действиям при отказе двигателей.

1 января 2011 г. 1 января 2011 г. пассажирский самолет Ту-154Б-2 (регистрационный номер RA-85588) российской авиакомпании Kolavia, выполнявший рейс 348 из Сургута в Москву, загорелся во время руления в сургутском аэропорту. Была проведена эвакуация 134 пассажиров и членов экипажа, в ходе ЧП три человека погибли, порядка 40 получили ранения. Лайнер полностью сгорел.

Как упал Ту-154

Самолет Ту-154 Минобороны вылетел после дозаправки в Сочи в сторону Сирии в 5:25 утра 25 декабря и пропал с экранов радаров в 5:27. Последний полет Ту-154 продолжался 70 секунд: самолет поднялся на высоту 250 метров при скорости 360-370 километров в час. При ударе о воду и о дно Черного моря лайнер полностью разрушился.

На борту произошла «нештатная работа техники», министр транспорта Максим Соколов. Командир Ту-154 Роман Волков сообщил о случившемся диспетчерам, следует из расшифровки бортового речевого самописца. Одна фраза из разговора пилотов указывает на «развитие особой ситуации» на борту, которая продолжалась около 10 секунд, сообщил начальник службы безопасности полетов авиации Вооруженных сил РФ Сергей Байнетов.

Информация с параметрического черного ящика, который расшифровывают эксперты, пока не подтверждает, что на воздушном судне произошел отказ техники. «По предварительной оценке параметрической информации, очевидных отказов нет», — сообщил представитель Минобороны. Он отметил, что еще не все приборы Ту-154 подняли со дна Черного моря.

Во время нештатной ситуации «Закрылки, сука, че за *****», писал «Лайф» 27 декабря. Представитель Минобороны Сергей Байнетов отказался это комментировать: «Я не могу сказать вам про закрылки и другие вещи, которые мы услышали».

Перед крушением Ту-154 пытался совершить маневр вправо и летел с сильно задранным носом, «его болтало из стороны в сторону» и он упал в воду с левым креном на скорости около 510 километров в час, писал 27 декабря ТАСС, ссылаясь на источники. Однако официально в Минобороны сообщили , что пока «преждевременно» говорить, какой угол был при столкновении.

Версии крушения Ту-154

После крушения самолета Минобороны участники расследования рассматривали 15 версий авиакатастрофы, но после расшифровки первого черного ящика осталось 7 версий. Среди них нет приоритетной. Специалисты рассматривают четыре «стандартные» версии авиакатастрофы:

  • человеческий фактор
  • отказ техники
  • сдвиг ветра
  • столкновение с птицей

Также рассматривают версию теракта. «Теракт — это же необязательно взрыв, могло быть и механическое воздействие. Такая версия тоже рассматривается комиссией», — сказал представитель Минобороны. Он отметил, что во время дозаправки в Сочи на борт самолета поднимались только сотрудники пограничной службы ФСБ России.

О других версиях крушения не сообщается. В ФСБ 26 декабря : попадание в двигатель посторонних предметов, некачественное топливо, ошибка пилотирования, техническая неисправность самолета.

Самолет мог упасть из-за отказа техники и ошибки пилотов, на это указывает расшифровка основного (параметрического) черного ящика, сообщил 28 декабря «Интерфаксу» анонимный источник.

Министр транспорта России призвал журналистов не распространять неофициальные версии крушения до окончательного работы комиссии, ведущей расследование.

Начались похороны погибших

На месте крушения Ту-154 не нашли выживших. По официальной информации, спасатели обнаружили 19 трупов и несколько сотен фрагментов тел погибших.

28 декабря на федеральном военном мемориальном кладбище в Мытищах первого человека, который погиб в авиакатастрофе. Многих жертв авиакатастрофы похоронят после окончания генетических экспертиз. У всех родственников погибших взяли необходимые материалы.

Глава фонда «Справедливая помощь» Елизавета Глинка (Доктор Лиза), которая находилась на борту самолета, может быть похоронена на Новодевичьем кладбище в Москве. Городские власти обращение с такой просьбой. В президентском Совете по правам человека хотят провести вечер памяти Доктора Лизы на 40-й день после ее гибели.

В Сети появились результаты расследования крушения Ту-154 над Черным морем. Согласно опубликованной информации, причиной трагедии стала усталость экипажа.

"Причиной катастрофы Ту-154-Б-2 явилось нарушение пространственной ориентировки (ситуационной осведомленности) командира воздушного судна, приведшее к его ошибочным действиям с органами управления воздушным судном, в результате которых самолет на этапе набора высоты перешел на снижение и столкнулся с водной поверхностью", – говорится в отчете, опубликованном в Telegram-канале "Капитан Врунгель" . В документе отмечается "отсутствие адекватной реакции капитана воздушного судна" на доклады членов экипажа, а также звуковые и световые сигналы.

Нарушению пространственной ориентировки способствовали несколько факторов: чрезмерное психическое напряжение, эмоционально-физиологическое утомление и дефицит навыков распределения внимания у капитана. К трагедии привело также отсутствие обязательного контроля за исполнением полетов со стороны военного командования.

"Военно-транспортная авиация оказалась не готова к масштабным вызовам, которые перед ней поставила задача по организации непрерывного воздушного моста в Сирию. Проблема в комплексе, нехватка подготовленных экипажей, устаревшая система подготовки и контроля, наплевательское отношение командования к режиму труда и отдыха экипажей", – отметил автор Telegram-канала.

В докладе приводится перечень нарушений, допущенных на военной базе при подготовке вылета Ту-154. Например, экипаж был укомплектован из разных эскадрилий, в его составе отсутствовал радист – бортовой переводчик. Для пилотов не проводились занятия и тренировки, а медицинский осмотр они прошли раньше, чем за два часа до вылета.

Специалисты добавили, что во время дозаправки Ту-154 посадка и высадка пассажиров не производилась, дополнительный груз на борту не размещался. Проблемы возникли на седьмой секунде полета, поскольку капитан "испытывал затруднения в определении своего местоположения на территории аэродрома, связанные с его представлением о курсе взлета".

Напомним, что крушение Ту-154 Минобороны произошло 25 декабря 2016 года недалеко от Сочи. Самолет рухнул в Черное море. Погибли все находившиеся на борту 92 человека, в том числе журналисты федеральных каналов, глава фонда "Справедливая помощь" Елизавета Глинка, а также руководитель и артисты ансамбля имени Александрова.