Занимая стратегически важное положение в северо-центральной части Индии, Гвалиор был столицей нескольких северо-индийских династий. Его основание неразрывно связано с легендой, относящейся к восьмому веку нашей эры, когда смертельно больного раджпутского правителя Сурадж Сена сумел излечить мудрец Гвалива (или Гвалипа). Назвав правителя новым именем Сухан Пал, мудрец предсказал, что потомки Сухана будут оставаться у власти до тех пор, пока сохраняют имя Пал. В благодарность за исцеление, правитель основал крепость и назвал ее Гвалиор (производное от имени Гвалива). Последующие 83 наследника Сухан Пала следовали совету мудреца и сохраняли имя Пал, но 84 сменил имя на Тедж Каран, с ним и потерял город и княжество.

Наивысшего могущества Гвалиор достиг во времена правления раджи Ман Сингха (1486-1516). Затем город находился в составе империи Великих Моголов, в 1754 году был захвачен маратхами, а затем перешел под контроль англичан.

Одним их самым значимым событий в истории Индии, связанных с Гвалиором, стала героическая смерть Рани Лакшми Бай. Она была одним из ведущих деятелей восстания сипаев, став символом борьбы индийцев против британского владычества. Легендарную Рани Лакшми Бай часто называют индийской Жанной д"Арк. После героической обороны и падения Джханси в 1858 году, Лакшми Бай покрыла себя славой во время битвы за Гвалиор. Махараджа не хотел отдавать восставшим город без боя, так как боялся мести англичан. Но его солдаты добровольно сложили оружие перед восставшими. Сипаи вошли в Гвалиор без боя, англичане, не теряя времени, атаковали повстанцев. Битва за город превратилось в одну из самых ожесточенных и кровавых сражений за всю военную историю Индии. Лакшми Бай погибла во время битвы, но проявленное ею мужество и военная доблесть в борьбе с превосходящими силами англичан, сохранилось в памяти людей по сегодняшний день.

Исторически и архитектурно, Гвалиор привлекает, в первую очередь, как один из древних центров джайнизма (древняя религия), во-вторых, ярким примером дворцовой архитектуры индуистского периода (1486-1516), и, в-третьих, как историческая крепость. Начнем с последней.

Крепость Гвалиор


Крепость Гвалиора играла всегда важную роль в истории княжеств Северной Индии. Индийская почтовая служба даже выдала почтовую марку с ее изображением. Расположенная на высоком холме, с целым комплексом мечетей, дворцов, храмов, гробниц, ряда археологических и архитектурных монументов, она хорошо просматривается из любой части города. Внешние стены длиной 3 км и высотой 11 метров в свое время заслужили репутацию одной из самых мощных крепостей Индии. Основанная в 8-м веке, большая часть крепости была достроена в конце 15 столетия. Форт неоднократно переходил из рук в руки, приводя в восхищение своих завоевателей. Говорят, первый император Великих Моголов Бабур, который не очень-то восхищался Индией, описал его как "жемчужина в ожерелье крепостей Индостана " (хотя по его приказу были осквернены высечены в скалах статуи тиртханкаров), а художник Уильям Ходжес назвал ее "Гибралтаром Востока".

Гвалиор занимает особенное место в истории человеческой цивилизации, так как на стенах крепости было обнаружено наиболее древнее в мире изображение цифры “0” в числе “270”.

Ман Мандир


Внутри древних стен крепости Гвалиора расположен целый ряд дворцов, но наиболее монументальным из них является Ман Мандир, построенный раджой Ман Сингхом в конце 15 века. Ман Мандир считается одним из лучших примеров индуистской дворцовой архитектуры домогольской эпохи в Индии. Впечатляющий внешний фасад дворца с полукруглыми башнями и куполами служит одновременно стенами крепости. Керамическая плитка бирюзового, зеленого и желтого цвета, выложенная в форме геометрических узоров гусей, крокодилов, слонов, павлинов, деревьев, украшавшая его внешний вид, сохранилась только у въездных ворот.

Огромные залы дворца, в которых вельможи когда-то наслаждались музыкой в исполнении великих мастеров того времени, ныне стоят пустые. В подземелье дворца находится тюрьма, ставшая свидетелем пыток и убийств многих узников в период империи Великих Моголов. Могольский император Аурангзеб заключил в эту тюрьму своего брата Мурада, а затем, обвинив в измене, убил. Рядом расположен водоем Джаухар, возле которого, согласно древней раджпутской традиции, жены раджи совершали сати после смерти своих супругов (похоронный ритуал, в котором вдову сжигали заживо на погребальном костре вместе с покойным мужем).

Тели ка Мандир


Построенный в девятом веке нашей эры, Тели ка Мандир является старейшим храмом на территории древнего Гвалиора. Высотой около 30 метров, одновременно он является самым высоким среди всех сооружений форта. Сочетая в себе южноиндийские и североиндийские архитектурные стили, его дизайн имеет необычную конфигурацию: храм состоит только из алтарной части, никаких помещений для молящихся, но наиболее поразительной особенностью служит сводчатая крыша, вовсе не характерная для индусских сооружений. Наружные стены храма украшены скульптурами, но многие из них повреждены и уничтожены.

Джай Вилас


В центре Гвалиора расположен великолепный дворец Джай Вилас, построенный в 1875 году махараджей Джияджи Скиндиа. Джияджи наполнил интерьеры здания импортированной из Европы драгоценной утварью. Внушительный Зал приемов впечатляет двумя огромными люстрами весом 3.5 тонн, повешенных после того, когда десять слонов своим весом испытали прочность крыши. Потолки украшены золочеными гобеленами, прекрасные персидские ковры и старинная мебель из Франции и Италии служат основными достопримечательностями этих просторных номеров. Но больше всего внимание туристов привлекает серебряный поезд с хрустальными вагонами, двигавшийся вокруг массивного стола на миниатюрных рельсах и развозивший гостям махараджи напитки и сигары, а также мечи, принадлежавшие когда-то императорам Великих Моголов Аурангзебу и Шах Джахану. На сегодняшний день часть дворца превращена в музей и доступна для посещения туристов, что позволяет познакомиться с богатым образом жизни индийских правителей.

Больше всего индийские дворцы поражают не искусной отделкой или богатой архитектурой, а размахом гаремов. Индийские махараджи всегда имели много жен, но отношения с ними составляли только небольшую часть их любовных утех, наряду с многочисленными наложницами, куртизанками, танцующими девушками. В 1887 году дворец Джай Вилас принимал принца и принцессу Уэльса. Джияджи Скиндиа предполагал, что приезжая сторона прибудет в Гвалиор с большим гаремом; каково же было его удивление, когда принц Уэльский приехал всего с одной женой.

Гробница Миян Тансена


На территории крепости Гвалиор расположена гробница одного из величайших музыкантов Индии, отца индийской классической музыки Мияна Тансена. Тансен (1506-1589) внес огромный вклад в развитие северо-индийской классической музыки, его считают отцом музыки хиндустани. Одаренный музыкант стал автором множества известных композиций, популяризировал и усовершенствовал ребаб (струнный смычковый инструмент).

Миян Тансен был одним из навратна при дворе императора Великих Моголов Акбара. Наваратна в буквальном переводе означает девять драгоценных камней, в данном случае этот термин применяли к группе из девяти незаурядных личностей при дворе императора Великих Моголов Акбара. Акбар дал ему название Миян (обладающий глубокими знаниями человек). Его вклад в мир музыки считается бесценным и до сих пор чтится ведущими певцами и композиторами со всего мира. В декабре каждого года отмечается традиционный фестиваль Тансен Самарох в память о великом музыканте. После смерти и кремации Тансена в Агре , его прах был похоронен в Гвалиоре.

Статуи тиртханкаров


На скалистых склонах форта Гвалиор сохранились уникальные пещерные храмы с фигурами тиртханкаров. В джайнизме, тиртханкаром называли человека, достигшего просветления благодаря аскетическому образу жизни, который затем становился примером подражания всем тем, кто стремится жить по духовным канонам. Самый высокий из тиртханкаров достигает высоты 17 метров, что делает его одним из самых крупных скульптур в мире, высеченных из цельного камня. Созданные между 1441 и 1474 годами, статуи тиртханкаров являются ценными памятками древнеиндийского наследия и культуры.

Гурудвара Дата Бандхи Чод


Гурудвара Дата Банди построен в память о шестом гуру сикхов Хар Гобинд, которого император Джахангир держал в тюрьме на протяжении двух лет. Гурудвара (храм) построен полностью из белого мрамора.

Лашкар


Когда-то столица княжеской династии Скиндиа, Лашкар сегодня является одним из районов Гвалиора; интерес для туристов вызывает его центр - большая площадь, вокруг которой расположено здание бывшего оперного театра, банки, кофейни, рынок, здание муниципалитета.

Находясь в Гвалиоре, воспользуйтесь случаем и посетите Орчху – то, что делает большинство людей! Орчха расположена немного в стороне от главной дороги из Гвалиора в Кхаджурахо . Маленький городок имеет множество великолепных дворцов и храмов 16-го и 17-го веков. Более подробно вы можете почитать здесь:

!
На 1 сентября 2019 года полная стоимость визы в рублях (включая консульский сбор, банковский сбор и мое оформление):
- на 30 дней (с апреля по июнь) = 2100 руб,
– на 30 дней (с июля по март) = 3000 руб,
– на 1 год мульти = 4200 руб,
– на 5 лет мульти = 7100 руб.
.

Вы когда-нибудь гуляли по крепостной стене? Когда идешь по самому ее верху, а далеко внизу под тобой – древний город, от которого тебя отделяют зубцы каменной стены и сотня метров высоты. И такая тишина за этой стеной!.. А потом вдруг в ней провал. Ты осторожно выглядываешь в этот провал, и снизу врываются звуки города. Перед тобой, как на ладони, – Гвалиор, старинный, средневековый, с храмами, мечетями, гробницами… Ты стоишь и слушаешь его голос – голос Города…

Форт Гвалиор (штат Мадхья-Прадеш), его расположение и значение

Находится в штате Мадхья-Прадеш (это центральная часть Индии), к югу от Дели. В средние века он имел очень перспективное расположение – на пересечении важнейших торговых путей, и являлся воротами в Центральную и Южную Индию, так что всё средневековье за него постоянно бились мусульманские и индуистские правители.
Построен форт Гвалиор на вершине скалы высотой 90 – 100 метров, по своим защитным качествам он превосходил многие другие крепости.

Мало того, что этот форт снаружи потрясающе красив, он еще и внутри очень интересен. За крепостными стенами находятся дворцы махараджей, индуистские храмы, сикская гурудвара, водоемы…

Водоемы Сурадж кунд и Джаухар кунд

Что ни дворец, то какая-нибудь жуткая история. Что ни водоем, то легенда. Например, водоем Сурадж кунд. В 8 веке водой из этого водоема был исцелен от проказы вождь раджпутов. Исцелил его мудрец-отшельник Гвалипа, в честь которого назван город. После исцеления Гвалипа дал этому вождю новое имя, сказав при этом, что пока его наследники будут носить это имя, его род будет царствовать и будет непобедим. Так было долгое время, 83 наследника сохраняли власть. Но 84-ый ослушался, сменил имя и действительно потерял царство.
Есть на территории форта и другой водоем, Джаухар кунд, овеянный страшной славой – здесь в 13 веке женщины из гарема совершили самосожжение, чтоб не попасть в плен.

Крепостные стены форта Гвалиор

Вот так выглядят сегодня мощные толстенные крепостные стены, по которым можно гулять.

Это были мои первые крепостные стены, и сердце замирало от восторга.
А вот – провал в стене, откуда врываются звуки города

Вид на город Гвалиор с крепостной стены

Во многих индийских крепостях и дворцах лестницы располагаются внутри стены и скрыты от посторонних глаз.

Форт Гвалиор был первой крепостью на нашем пути, где мы увидели это чудо – внутристенные ступени. Поначалу мы не могли понять, как же подняться на второй этаж – нигде никаких лестниц. Стали обследовать каждый метр стены. О, чудо – вот она! Узкая, с крутыми каменными ступенями, находится прямо в толще стены!
Потом на нашем пути встречались другие дворцы и крепости с невидимыми лестницами, но мы уже знали эту фишку и искали их в стенах, потому что в этих дворцах и фортах уж очень хочется все облазить, везде засунуть свой нос.

Территория форта безлюдная, туристов практически нет. Ходишь-бродишь по этим древним зданиям, по крепостной стене – так легко и хорошо на душе!
А когда этот дедулечка мне руку на голову положил – слезы на глаза навернулись… Потом за 5 недель путешествия были еще дедулечки, которые тоже клали тебе руку на голову, что-то при этом говорили на своем языке, но такого, чтобы слезы навернулись, такого больше не было…

Имеет два основных входа – восточные ворота и западные.
Подъехать к форту лучше с восточной стороны и подняться пешком по дороге, ведущей вдоль крепостных стен к воротам.

Дворец Ман Сингх – с круглыми башнями, на фоне желтого камня узоры из бирюзовой плитки, очень красиво.
Два внутренних дворика, вокруг которых – царские покои в двух уровнях, еще два этажа – под землей.

Во дворце необычный акустический эффект – «разговорные трубы». Стены полые, в них предусмотрены отверстия. Когда человек тихонько что-то говорит, находясь на первом этаже, то отчетливо слышно на всех остальных этажах.
Во времена великих моголов во дворце была тюрьма, и эти комнаты использовались для заточения.

Скульптуры тиртханкаров возле западных ворот форта Гвалиор

Вдоль дороги – огромные каменные скульптуры 24-х тиртханкаров (учителей джайнизма), высеченные в скалах.

В 16 веке мусульманские завоеватели поотбивали им лица. К настоящему времени большинство скульптур восстановили, но некоторые так и остались с отбитыми лицами.

Кстати, если вы догуляете там до темноты, то станете свидетелями свето-звукового шоу под открытым небом (нояб.-февр. – 19:30; март-окт – 20:30).

Как добраться до Гвалиора

Из Дели до Гвалиора можно добраться поездом, например, Bhopal Shtbdi №2002 (из Дели – 6:15, в Гвалиоре – 9:36) в комфортном сидячем вагоне СС. Вещи можно оставить в камере хранения на вокзале и на рикше отправиться к форту.
Из Джанси до Гвалиора каждый час ходят автобусы. Цена примерно 100 рупий. Ехать часа три.
Кроме того, от Джанси до Гвалиора можно доехать за полтора часа на комфортном сидячем поезде Taj Express или Ndls Shatabdi (350 рупий).

Легенда гласит, что в VIII в. отшельник по имени Гвалипа (Gwalipa) исцелил вождя раджпутов Сураджа Сена от проказы водой из резервуара Сурадж Кунд (Suraj Kund; который до сих пор находится в форте Гвалиор) . Дав вождю новое имя - Сухан Пал, - отшельник предсказал, что наследники Сухана сохранят власть до тех пор, пока будут носить фамилию Пал. Так и было с 83 наследниками Сухана; 84-й вождь сменил имя на Тедж Каран и действительно потерял свое царство.

В 1398 г. к власти пришла династия Томар. Форт Гвалиор стал местом постоянных боев с соседними правителями и достиг наибольшего расцвета при радже Ман Сингхе (Man Singh; правил в 1486-1516) . Последовали два века под властью моголов, которые завершились взятием форта маратхами в 1754 г.

В последующие 50 лет форт несколько раз переходил из рук в руки, в том числе дважды к британцам, пока им не завладела семья Синдия.

Во время первой войны за независимость (Индийского бунта) в 1857 г. махараджа Джаяджирао остался верен британцам, но его войска восстали, и в середине 1858 г. форт стал сценой последних событий восстания. Недалеко отсюда британцы одержали победу над лидером восстания Тантиа Топи, а во время последней атаки на форт была убита рани (жена) Джханси.

Достопримечательности

Форт Гвалиор

Восхитительно выстроенный на трехкилометровом плато с видом на Гвалиор, этот орт на вершине холма - внушительное, но красивое сооружение, и самая привлекательная его часть - дворец Ман Сингх (Man Singh) с круглыми башнями, покрытый бирюзовой черепицей. .

Дворец Ман Сингх

Этот дворец в имперском стиле - одна из самых необычно украшенных достопримечательностей в Индии; на внешних стенах есть бордюры с желтыми утками! Они, а еще тигры, слоны и крокодилы, выложенные желтой, голубой и зеленой мозаикой, придают дворцу совершенно уникальный вид «Чит Мандир» (разукрашенный дворец) .

Построенный правителем из династии Томар, Ман Сингхом, между 1486 и 1516 гг., этот прекрасный образец ранней индусской архитектуры состоит из двух открытых дворов, окруженных двумя уровнями покоев. Под землей находятся еще два этажа, предназначенные для жаркой летней погоды и соединенные «разговорными трубами», встроенными прямо в стены. Моголы использовали их в качестве тюремных камер.

Каменные скульптуры

Скульптуры, высеченные в скале, встречаются в нескольких местах плато, в том числе по пути к воротам в Гвалиор, но самые впечатляющие - верхние фигуры на западной стороне форта, между воротами Урвай и внутренними стенами форта. В основном, вырезанные в отвесной скале в середине XV века, скульптуры представляют собой обнаженные фигуры тиртханкаров (24 гуру джайнизма) . В 1527 г. они были испорчены мусульманской армией, но после этого восстановлены.

Существует более 30 изображений, включая роскошную 17-метровую скульптуру во весь рост первого тиртханкара, Адинатха (Adinath) .

Тели-ка-Мандир

Этот 30-метровый храм VIII в., использовавшийся британцами после первой войны за независимость как завод по производству напитков и кофейный магазин - самое старое здание во всем архитектурном ансамбле.

Современная златоверхая гурдвара (храм сикхов) поблизости посвящена герою сикхов гуру Хар Гобинду (Har Gobind) , который сидел в тюрьме во дворце Ман Сингх с 1617 по 1619 гг.

Храмы Сасбаху

Сасбаху, напоминающие архитектуру майя, или храмы «Мачеха» и «Падчерица», датируются IX-XI вв. Храм «Мачеха», посвященный Вишну, снабжен четырьмя гигантскими столбами, поддерживающими тяжелую крышу с резьбой. Храм «Падчерица» меньше по размеру, посвящен Шиве и тоже украшен скульптурами.

Восточный вход

На восточном входе целая череда ворот разделяет потертые ступеньки лестницы, ведущей к форту. Первые ворота, через которые вы проходите внизу, называются ворота Гвалиор (или Аламгири /Alamgiri Gate; 1660) . Вторые ворота - Бансур (Bansur; ворота Лучника /Archer"s Gate) , разрушены, поэтому следуютщие - ворота Бадалгарх (Badalgarh) , названные в честь Бадал Сингха (Badal Singh) , дяди Ман Сингха (Man Singh) .

Дальше - ворота Ганеши, построенные в XV в. За ними - Кабутар Хана (Kabutar Khana) , небольшая голубятня, и маленький индуистский храм с четырьмя столбами, посвященный отшельнику Гвалипе, в честь которого названы форт и город.

Вы пройдете мимо храма Вишну IX в, известного как Чатарбхудж Мандир (Chatarbhuj Mandir; храм Четырехрукого) , прежде чем придете к пятым воротам, Хатхия Паур (Hathiya Paur; ворота Слонов) , после которых открывается вход во дворец (поскольку шестые ворота, ворота Хавы, больше не существуют) .

Археологический музей штата

Этот музей (индийцы/иностранцы 10/100 рупий, фотосъемка/видеосъемка 50/200 рупий; 10.00-17.00 вт-вс) находится в Гуджари-Махале (Gujari Mahal) , за воротами Гвалиор на территории форта. Построенный в XV в. Ман Сингхом для его любимой рани (жены) , сегодня дворец пришел в упадок. Здесь есть огромная коллекция индусских и джайнских скульптур, в том числе знаменитая Салабханджика (потрясающе тонко вырезанная женская фигура) , и копии фресок из пещер Багх (Bagh Caves) .

Дворец Джай Вилас и музей Синдия

индийцы/иностранцы 40/230 рупий,
фотосъемка/видеосъемка 50/100 рупий;
10.00-17.30 чт-вт

Музей занимает 35 комнат роскошного дворца Джай Вилас. Дворец был построен махараджей Джаяджирао (Jayajirao) в 1874 г. силами заключенных из форта. Преступники двенадцать лет ткали ковер для холла, один из самых больших в Азии.

Позолота зала для приемов (дурбара) весит полтонны. Рассказывают, что к потолку подвешивали восемь слонов, чтобы проверить, сможет ли потолок выдержать две 12,5-мётровые люстры весом в 3,5 тонны, с 250 светильниками, - они считаются самыми большими в мире.

В комнатах полно причудливых вещей: мебель из бельгийского стекла, чучела тигров и женский бассейн с собственной лодкой. В трапезной с обилием арок выставлен главный экспонат дворца - железная дорога с серебряным поездом, который после обеда развозил по столу бренди и сигары.

Обратите внимание: северные и южные ворота закрыты, поэтому вам придется заходить во дворец через западные ворота.

Могила Тансена

Втиснутая в продуваемые улочки старого города в том же комплексе, что и роскошная могила Муххамеда Гауса (Mohammed Gaus) , находится маленькая и скромная могила Тансена - любимого певца Акбара (Akbar) . Тансен считается отцом классической музыки Индостана. Говорят, если пожевать листья тамариндового дерева, которое растет на могиле, голос станет лучше. Здесь устраивают бесплатные концерты во время четырехдневного музыкального фестиваля Тансена в ноябре-декабре.

Экскурсии

Милый желтенький туристический автобус UP Tourism, Gwalior или Darshan, собирает пассажиров на экскурсию по городу (75 рупий с человека; 10.30-18.00) , которая длится весь день и включает осмотр всех основных достопримечательностей, включая форт Гвалиор и дворец Джай Вилас. Все справки в туристическом офисе в Tansen Residency.

Мраморные кенотафы Шивпури

Из Гвалиора можно съездить на один день в старую летнюю резиденцию Синдия - город Шивпури. В этом нечасто посещаемом месте находятся чхатри (кенотафы) семьи Синдия - огромные мемориалы умершим махараджам и махарани.

Два километра пешком от автобусной стоянки (авторикша 15 рупий) - и вы попадаете в сады; (посещение 40 рупий, фотосъемка/видеосъемка 10/40 рупий; 8.00-12.00 и 15.00-18.00) представляют собой великолепные мраморные строения с павильонами в могольском стиле и сикхарами (шпилями индуистских храмов) , установленные друг напротив друга. Между ними пруд и целая сеть дорожек для прогулок. Чхатри в честь мадхорао Синдия (Madhorao Scindia) , построенный между 1926 и 1932 гг., изысканно инкрустирован пьетра дура с замысловатым рисунком.

Автобусы регулярно отправляются со станции Шивпури в Гвалиор (80 рупий, 2,5 часа) и Джханси (Jhansi; 70 рупий, 3 часа) - значит, вам не нужно возвращаться тем же путем.

Транспорт в Гвалиоре

Fun Stop Cyber Zone (MLB RD; 30 рупий в час; 9.00-22.00) Выход в интернет и вебкамеры для Skype.

MP Tourism Tancen Residency (2340370; 6A Gandhi Rd; 10.00-17.00 пн-сб) Железнодорожный вокзал (4040777; 9.00-19.30) Организует автобусные экскурсии по Гвалиору на день. Очень полезный офис.

Почта (Station Rd; 9.00-17.00 пн-пт, 9.00-13.30 сб)

State Bank of India (2336291; Bada Chowk; 10.30-16.00 пн-пт, 10.30-13.30 сб)

Обмен дорожных чеков; в фойе железнодорожного вокзала есть банкомат.

Перемещение по городу

Здесь в огромном количестве есть велорикши (10-20 рупий) и авторикши (20-40 рупий) . Темпо (авторикши на больших машинах; 2-6 рупий) , которые выглядят довольно зловеще, курсируют по фиксированным маршрутам. Машина в аэропорт будет стоить от 100 до 150 рупий.

Дорога в Гвалиор и обратно

Самолет

Air India (2376872; MLB Rd; 10.00-17.00 пн-сб) выполняет рейсы в Дели (от 4500 рупий, вторник, четверг и суббота) .

Автобус

От станции на Линк-роуд (Link Rd) ходят следующие автобусы:

  • Агра – 85 рупий, 3,5 часа, регулярно с 4.30 до 21
  • Джайпур – сидячий/спальный 250/330 рупий, 10 часов, восемь в день, 6.30, 7.15,18.30, 19.30
  • Джханси – 67 рупий, 3 часа, часто, круглосуточно
  • Кхаджурахо – 190 рупий, 7 часов, один в день, 8.30
  • Шивпури – 80 рупий,2,5 часа, часто, с 5 до 22

Поезд

До вокзала Cantonment в Агре и до Джханси (для пересадки в Орчху или Кхаджурахо) ходят более 20 поездов ежедневно, а в Дели и Бхопал - более десяти.

Гвалиор
Гвалиор (9 января). В моей поездке самое кошмарное место. Необычайно грязный, даже по индийским меркам, город. Из достопримечательностей: гвалиорский форт. Еще я посетил очень красивый Сан Темпл.

Орчха
Деревушка Орчха (10 января). Сейчас — это всего лишь деревушка, а когда-то столица индийского княжества. Необычайно милое место со множеством прекрасных храмов.

Место и время отчета
Джанси. 10 января

Заметки с фронта
Сегодня у нас десятое. Последнее мое письмо я писал 8 января вечером. Тогда я был в препаршивом месте и у меня было препаршивое настроение. На следующий день встав часов в восемь (очень поздно для путешественника) и помывшись холодной водой (бр-р-р…) я отправился осматривать достопримечательности Гвалиора. Первым делом я взял рикшу до знаменитого гвалиорского форта. Как и многие виденные мною в Индии форты, этот оказался величественным и запущенным. Сам форт начинается с массивных ворот. От этих ворот, или точнее сказать врат, ведет вверх витееватая мощенная камнем дорога, которая приводит уже непосредственно в саму крепость. Вдоль дороги в скалах вырезаны различные скульптуры. Вырезаны они индусами в середине XV века. Однако в XVI веке после захвата форта мусульманами, все фигуры были кастрированы, также у них были стерты лица.
Сам форт неявно разделен на две зоны. Первая зона музейная. Ею и начинается форт. Этот сектор довольно чистенький, однако небольшой по размерам: смотровая площадка, дворец махараджи, музей и еще какое-то обветшалое здание. Вторая зона, которая находится дальше за фортом, заперта от туристов воротами. По площади она в несколько раз больше первой и содержит довольно много прекрасных построек, но находится в полном запустении. Пробраться за запертые ворота не составило большого труда. Часа полтора я бродил среди древних дворцов, храмов, величественных бассейнов, сторожевых башен, административных зданий… Все это красиво, величественно, но очень запущенно.

После заброшенного форта я перешел в музейную часть и посетил дворец XV века, построенного махараджей Сингхом. Как и многие подобные дворцы, последний строился под нужды семьи махараджи. И вся архитектура дворца подчинена вкусам монарха и количеству его жен. Так, к примеру, раз у последнего было девять супруг, то в приемной зале есть трон а сбоку из потаенных комнат во двор ведут девять оконцев. По одному для каждой жены. Подобную фишку мы с Олегом видели в Агре. В тамошнем дворце у каждой жены махараджи, при котором строился дворец была своя комната. Причем довольно специфическая комната, к которой вел потайной ход от комнаты самого махараджи. То есть, если у следующего махараджи будет не восемь, а десять жен, дворец уже ему не подойдет…

После форта я начал искать рикшу, который покажет мне остальные достопримечательности Гвалиора. Я брел по улице останавливал каждого рикшу и проводил экспресс-экзамен на знание английского языка. К сожалению, каждый заваливался на первом же заковыристом вопросе: «Do you speak English?». Многие знаками показывали: «Ты не мудри, братан, а напиши нам на бумажке куда тебе надо, а мы уж разберемся, не впервой». Но нельзя на бумажке написать дословно: «Хочу посетить все наиболее интересные храмы в городе». Ведь места с таким длинным названием просто не существует! А рикша будет его искать…

Когда мой кастинг не прошел двадцатый рикша, я понял, что в этом городе заморачиваться на экскурсионный тур не стоит. Еще ранее местные рекомендовали мне посетить Сан Темпл. Очередного рикшу я направил прямо туда.

Сан темпл меня просто поразил. Сам он находится в относительно большом и хорошо ухоженном парке с прекрасной планировкой. Храм снаружи очень красиво украшен множеством скульптур индийских богов. Внутри я причастился святой водой и священник нарисовал мне третий глаз. 🙂

Буддистская символика

Пока бродил по храму получил от Олега СМС с просьбой приехать к нему и морально поддержать. Немедля я поехал на автобусную остановку, оказалось что автобусы в Дели отходят каждый час, но идут они от восьми до десяти часов (переводя на практический язык: от 12 до 14). Это меня слегка озадачило. Ехать в местном автобусе битком набитым рабоче-крестьянским классом на сидячем месте в течении более восьми часов, это… Короче говоря к такой пытке я пока готов не был. Зашел в турагенство, там мне сказали, что слипбасы (автобусы со спальными местами) в Дели не ходят и лучше всего мне взять билет на поезд. Доступные билеты были лишь в общий класс. У меня был уже экспириенс с данным классом: это в несколько раз хуже нежели добираться автобусом. После турагенства я зашел в интернет кафе и часа три искал билеты на самолет Дели-Киев. К сожалению, безуспешно. Когда я вышел из кафе, совершать геройский поступок и ехать морально поддерживать Олега было уже поздно. Автобусы на тот день уже закончились.

И я решил, пока суть да дело, ехать в Орчху в которую планировал и так ехать. Сделав чек аут в отеле я взял билет на автобус и в семь вечера выехал в город Джанси. От этого населенного пункта до нужной мне деревушки Орчхи всего 18 километров и можно доехать на рикше. Едва только мы выехали из Гвалиора, автобус попал в полосу сильнейшего тумана. Постоянном мигая дальним светом он нащупывал путь в ночной мгле. На встречу из белесой тьмы нам навстречу выныривали мигающие грузовики и рикши. Так потихоньку со скоростью не более 40 километров в час и ехали. Приехав в Джанси я тут же взял рикшу и договорился за 150 рупий доехать до Орчхи. Однако когда рикша выехал за пределы городка и попал в полосу совсем плотного тумана (вытянутой руки видно не было) дальше он ехать наотрез отказался. На диком английском, он объяснял мне, что сейчас он меня отвезет в отель, а завтра утром я легко доберусь до Орчхи. На таком же диком английском я его заклинал ехать дальше: «Орчха - уан фифти, но Орчха - но уан фифти. ОК. Орчха - ту хандред!». Однако рикша твердил свое: «Но Орчха. Орчха туморроу. Нау хотел». Немного поразмыслив, я понял, что рикша таки прав. Лучше уж переночевать в левом городе, но остаться живым. И я выдавил из себя: «ОК. Гоу чип хотел». Рикша радостно завелся и погнал по туманному ночному городку к чип хотелу. Первый хотел к которому он меня отвез оказался вовсе не чип. Приятель под легкую заработал 10 рупий комиссии на мне. Но я уже эти фенечки знал и наорал не него: «Бед рикша. Ит’с ноу чип хотел. Лет’c гоу ту чип хотел. Но чип хотел - ай гоу анд ноу мани. Окей?!». Видимо эта тирада моего извозчика впечатлила, потому что следующий отель был уже нужного мне бюджетного уровня. Где я сделал чек ин и тут же завалился спать.

На следующий день я отправился в Орчху. Орчха - это небольшая деревушка, но она меня впечатлила. Впечатлила она обилием больших и красивых храмов (правда подавляющие большинство из них заброшенные), а также людьми. У каждого места свои фишки. Так в Бунди местные просили сфотографировать их и прислать им же фото. А вот в Орчхе меня сплошь и рядом звали к себе домой, старались чем-нибудь угостить, а потом под эту лавочку срубить немного денег. Впрочем, общаясь с местными и бродя по деревенским улочкам от храма к храму, я очень хорошо провел время.

Первым делом я сходил в местный центральный храм. У входа меня заставили оставить у входа рюкзак и обувь. Внутри я пристроился возле колонны и некоторое время наблюдал как местные справляют свои религиозные обряды. Прихожане валили в храм довольно плотной толпой. Первом делом они шли к местным старичкам которые сидели по периметру внутреннего дворика храма. У каждого старичка была бадья с водой и каждому подходящему к нему он в протянутые ладошки выливал из небольшой чашечки немного водицы. Прихожанин эту водицу выпивал, а затем мокрой ладошкой проводил по волосам. После этого каждый подходил к четырехугольной ступенчатой башенке, на каждой из ступенек которой курились благовония. Подойдя к ней он касался сначала ее, а потом своей головы. И так касаясь то башенки то головы прихожане обходили ее по периметру и направлялись к святилищу. Некоторые не удовлетворившись одним кругом делали несколько. У святилища (за железной оградкой стоит священник, а за ним в нише идол) была давка. Множество людей толкаясь протягивали цветочки и коробки со сладостями священнику, последний брал протянутые ему цветочки и бросал себе за спину в сторону идола. Коробочки же он складывал себе под ноги. Повторив несколько раз эту процедуру с дарами, он брал кувшин с водой и делал то же, что делали старцы по периметру дворика: зачерпывал небольшой чашечкой из кувшина и лил в протянутые ладошки воду. Эту воду люди выпивали и отходили. Нужно сказать что все это делалось в крайней спешке. Верующих было очень много, а первосвященник был один. Он очень быстро и небрежно забирал и бросал назад цветочки. Протянуты ему коробки едва их коснувшись швырял себе под ноги. А люди толкались и толкались вокруг него: одни с дарами, а другие с протянутыми ладошками. Во дворике от алтаря тянулась ковровая дорожка на которой сидели люди и молились в сторону бушевавшей толпы и неподвижно медитирующего идола.

После храма я отправился бродить по деревеньке. Повсюду я видел поднимающиеся вершины храмов и пошел к ближайшему. У храма ко мне приклеилась толпа ребятишек. Эти ребятишки стали моими поводырями. Они показали мне как перелезть через забор, который окружал храм, а также как взобраться на крышу храма. Сам я бы не решился: храм хоть и заброшенный, но все же святое место… После храма ребятишки потащили меня к себе домой: показали где они живут и спят, поводили по крыше своего дома, показали свой садик, угостили папаей, предложили выпить чаю… Когда я собрался уходить, меня потащили к лавочке с конфетами, где я и осчастливил детей сладостями.

Затем я отправился к следующему видневшемуся по близости храму. Под храмом меня встретила девочка лет девяти с мамой, которые пригласили меня к себе домой. Я пошел за ними. По пути мы вели светскую беседу: как мне нравится Орчха, откуда я приехал, каков мой дальнейший маршрут. Мать рассказала, что у нее трое детей, а мужа нет — он погиб в автоаварии. Их небольшой домик был разделен на две комнаты, каждая с отдельным входом. В той комнате в которую меня привели, жили мать с тремя детьми, а также бабушка с дедушкой. Комнатка была метров 8. расстеленный для меня матрасик занял как раз четвертую ее часть. В доме меня напоили масала чаем и мать подарила мне брошь от своей сари. У них было как-то просто и уютно. Мать и девочка рассказали мне о своей жизни, я немного рассказал о себе. Один из детей достал школьную книжку и мы вместе учили хинди и английский. Я называл то что изображено на картинке на английском, а они на хинди. Когда я собрался уходить, девочка сокрушенно пожаловалась, что у нее нет школьной формы и ей в школу приходится ходить в обычной одежде. Оказалось, что школьная стоит 100 рупий. Я оставил 50.

"Школьница" с сестрой

После этого гостеприимного дома я направился к следующему храму. У него меня встретила другая группка ребятишек. Они мне рассказали названия близлежащих храмов. Затем откуда-то притащили мяч и мы около получаса играли, бросая резиновый шарик друг-другу. Сначала я выигрывал у детей, чем приводил их в восторг, потом удача отвернулась от меня и я начал проигрывать. Это привело детей в еще больший экстаз. Через некоторое время я попрощался с детьми и причастился в местном храме, смочив волосы святой водой и получив от священника третий глаз.

Так я и бродил от храма к храму. От остальных приглашений зайти на огонек я уже отказывался.

Еще замечу, что в Орчхе, как впрочем и всюду по Индии, я постоянно общаюсь с местными. Я постоянно знакомлюсь с новыми людьми. Когда брел по улице, у меня возникло ощущение, что иду я вовсе не по незнакомой деревушке на краю мира, а по коридору любимого института. С каждым здороваюсь, иногда жму руку, обмениваюсь парой слов, отказываюсь зайти погостить, ссылаясь на нехватку времени… Я тут явно всех знаю и все знают меня — за тем лишь моментом, что мои многочисленные приятели запамятовали из какой я страны, как мое имя и в каком отеле я остановился.
Вечером я сел на рикшу и вернулся в свой отель в Джанси.

Напишу пару слов о том как я питаюсь. Если раньше я кушал в ресторанчиках европейского типа и на еду уходило 700-800 рупий в день, то сейчас я питаюсь почти целиком на индийский манер и на еду уходит около 150 рупий.

Итак, завтрак . Позавтракать можно, например, самосами. Это такие пирожки с картофельной начинкой. Две штуки стоят 5 рупий. На 20 рупий ими наедаешься до отвала. Пить можно масала чай. Он стоит 5 рупий. Еще можно позавтракать чапати. За 25 рупий тебе дают сколько угодно лепешек и в добавок к ним три вида овощных рагу, а также соусов к ним. Если что-то заканчивается, тебе подкладывают еще.

Обед . Обедать можно классическим тали. Это рис и к нему несколько видов соусов и овощных рагу различного вида (из баглажанов, картофеля и бобов, гороха) а также салатик. Плюс к этому чапати. Всего можно есть сколько угодно, пока не наешься. Как только что-либо заканчивается мальчик подкладывает недостающий ингредиент. Стоит такое удовольствие в уличной забегаловке 40 рупий.

Ужин . Поужинать можно яйцами. На улице стоят ларечки (доска перекинутая через два колеса) на которых лотки с яйцами и большая сковородка в виде перевернутой шапки китайца. На ней делают либо яичницу глазунью (два яйца - 10 рупий), либо жарят вареные яйца (два яйца - 10 рупий). Либо делают яичницу с хлебом: всбалтывают два яйца и запекают это дело на двух тостах. Стоит такая яичница 15 рупий. Все эти блюда приправляются луком, зеленью и различными приправами. Мне чтобы наесться хватает четырех обжареных яиц плюс один омлет.

На сегодняшний день курс рупии - 45 рупий за доллар. Итого за 3 доллара в день можно наедаться до отвала на индийский манер.

Одна из самых интересных достопримечательностей Индии – Форт Гвалиор находится в штате Мадхья-Прадеш, в ста двадцати километрах южнее города Агра, в центральной части Индии. Это место в средние века имело стратегическое важно местоположение - на пересечении важных торговых путей. Именно тут находились ворота, ведущие в Центральную и Южную Индию, поэтому за обладание этой областью постоянно велись битвы между мусульманскими и индуистскими правителями. Вот почему в шестом веке тут возвели надежную цитадель - Форт Гвалиор.

Форт вырос на мощной стометровой плоской скале, постепенно подножие скалы обросло постройками и домами, жители которых были только рады поселиться под защитой грозной крепости. В те времена форт стал самой надежной мощной крепостью Индии, его грозные стены, толщиной десять метров, тянутся на три километра. С момента своего возведения, Гвалиорский индийский форт видел много важных исторических событий, по большей частью это были кровопролитные сражения, его бессчетное количество раз захватывали, а затем отвоевывали. В 1398 году он перешел во владение индийской династии Томаров, которая разместила тут свою резиденцию. Немного спустя, в 1518 году, форт Гвалиор был захвачен мусульманскими войсками, ведомыми Ибрагимом Лоди. Позже, форт попадает в руки знаменитому основателю династии Великих Моголов – Бабуру. С 1754 года, крепость заняли маратхские князьями. И только в начале девятнадцатого века его захватила индийская династия Скиндиев, которой он принадлежит и по сей день. Форт Гвалиор был свидетелем сипайского восстания, случившегося в период с 1857 по 1858 годы, но не смог устоять перед молниеносным натиском английских войск. Сегодня, в память о данном событии, тут установили мемориал девушки – «Джанси Рани», которая погибла в том восстании.

Мощная старинная крепость является внешней оболочкой, скрывающей от посторонних глаз великое культурное наследие . Внутри этого форта есть три прекрасных храма и шесть чудесных дворцов, правда от многих из них остались лишь руины, но ученые и реставраторы ведут активные восстановительные работы, и вскоре, вся эта реконструированная красота предстанет перед глазами изумленных путешественников. Постройки индийского форта Гвалиор сооружались в различные периоды истории, но вместе они создают гармоничный ансамбль.

Туристы, двигающиеся вверх к воротам, по достаточно извилистой тропе, видят потрясающие скульптуры пятнадцатого века, которые изображают Бахубали - учителя джайнизма. Самая рослая каменная статуя – высотой семнадцать метров. Правда, в шестнадцатом веке мусульманскими завоевателями статуям были отколоты лица. Но благодаря работе реставраторов, большинство поврежденный статуй были восстановлены.

Особенно интересными на территории форта древние храмы. Храм Тели Ка Мандир, постройки десятого века, посвященный индуистскому богу Вишне, является самым высоким, среди храмов Гвалиорского форта. Его высота достигает девяносто пяти метров.

Красивый храм Баху Ка Мандир, был возведен в одиннадцатом столетии, тоже в честь бога Вишну. В основном здания форта в Гвалиоре строились во времена правления Ман Сингха из уже вышеупомянутой династии Томаров.

Это здание было заказано шахом самым именитым мастерам в 1486 году, его строительство было завершено в 1517 году. Сегодня тут расположился увлекательный Археологический музей, где есть масса интересных экспонатов, рассказывающих о индуистской и джайнской культурах.

При этом же шахе возвели великолепный дворец Ман Мандир, чтобы проводить там музыкальные представления и обучать его многочисленных жен музыке. Стены здания украшает прекрасная мозаика, изображающая красочных животных и экзотические цветы. Конечно, время было нещадно к этому дворцу, и сегодня, сложно представить его былую красоту и великолепие. Так как при знаменитом шахе Индии Акбаре Великом тут выступал любимый его певец - Тан Зен, в дворцовом саду был возведен его мавзолей. Если вы попадете в Форт Гвалиор в период с ноября по декабрь, то сможете поприсутствовать на ежегодном музыкальном фестивале, проводимом в стенах этого дворца. Но есть в этом, казалось бы, прекрасном со всех сторон строении, и оборотная сторона – дворцовое подземелье, где раньше была тюрьма, про нее местные гиды расскажут вам кучу душещипательных историй, в том числе о коварно убитом тут Мураде – брате индийского императора Ауранзеба.

Привлекает внимание туристов своими круглыми башнями и яркой расцветкой: желтый камень из которого возведены стены дворца, украшают затейливые узоры, выложенные из бирюзовой плитки. Очень привлекательны два внутренних дворцовых дворика, рядом с которыми находятся двухуровневые царские покои, причем еще два этажа этого здания располагаются под землей. Во дворце можно познакомится с интересными «разговорными трубами»: так как стены дворца полые внутри и испещренные отверстиями, тут имеет место необычный акустический эффект, человека, тихо разговаривающего на первом этаже, отлично слышно на всех других этажах.

При Гвалиорской крепости есть водный резервуар и водные источники, об одном из них, известном под названием «Сурадж кунд» или «Солнечный ключ», ходит легенда, что с помощью его воды в восьмом веке, был чудесным образом излечен от проказы Сурай Сен – человек, основавший этот город и являвшийся вождем раджпутов. А воду он испил по совету мудреца-отшельника Гвалипа, к слову, в честь которого и назвали город. Когда вождь исцелился, мудрец нарек его новым именем и предсказал будущее: он уверял, что до того дня, пока наследники вождя будут носить то имя, этот род будет у власти и никто не сможет его одолеть. И восемьдесят три потомка, не меняя имя, на самом деле сохраняли свою власть, вот восемьдесят четвертый посмел ослушаться, и, сменив имя, потерял свое царство. Еще один водоем, расположенный на территории Гвалиорского форта Индии, - «Джаухар кунд», тоже имеет легенду. Гиды рассказывают, что в тринадцатом веке тут было совершено групповое самосожжение женщин из гарема, которые предпочли принять смерть, чем попасть в плен к захватчикам крепости.

Как вы понимаете, форт красив снаружи и очень интересен изнутри, где располагаются прекрасные дворцы махараджей, величественные индуистские храмы, интересная сикская гурудвара, чистейшие водоемы, овеянные увлекательными историями из жизни.

Индийская жемчужина архитектуры - форт Гвалиор, поистине интереснейшее и великолепное место , о котором сложено немало легенд, историй. Это место рассказывает путешественникам об высочайшем уровне развития искусства многих народов, когда-либо здесь проживавших. Немудрено, что эта индийская достопримечательность столь популярна среди туристов.