При покупке билета на поезд через интернет вы можете заметить, что каждый вагон относится к какому-либо классу. Сокращённо они обозначаются как 2К, 2Л, 1С, 3Э и т.п. Суть обозначения — показать пассажиру тип вагона (плацкарт, купе, люкс и т.п.) и примерный список услуг, которые должны быть в нём предусмотрены.

Детали зависят от перевозчика — каждый из них подразумевает под классом вагона свои нюансы. Большинство российских поездов формируются «Федеральной пассажирской компанией» (ОАО «ФПК»), к тому же в общем и целом принципы совпадают. Поэтому ниже маркировка вагонов пояснена по нормам ФПК с отдельными дополнениями от других перевозчиков.

Поезда «Сапсан»

Все вагоны кондиционируются.

  • 1Р — купе-переговорная, продаётся только целиком. Напитки, кожаные кресла, гардеробная, оборудованная проектором переговорная и многое другое.
  • 1В — просто места в вагоне 1 класса, без переговорной. Все удобства и сервис самого ».
  • 1С — вагон бизнес-класса. Кресла и столы, шкафы для вещей, опоры для ног. Высококлассное обслуживание. Розетки при каждом блоке кресел, напитки, горячее питание по меню, свежая пресса и т.п.
  • 2С — сидячий вагон эконом-класса. Места у стола и не у стола, вешалки для одежды, место для багажа, наушники.
  • 2В — класс «Экономический+» (вагон № 10 и № 20). От эконом-класса отличается тем, что просторнее, розетка возле каждого блока кресел, в стоимость билета входит ланч-бокс, доступен Wi-Fi.
  • 2E — места в вагоне-бистро, в стоимость билета включено питание на сумму 2000 рублей по меню. Через интернет можно купить в день отправления и на следующий день.

Поезда «Стриж»

Во всех вагонах есть кондиционер и питьевая вода (бесплатно). Работают биотуалеты, видеомониторы, поезд сопровождает охрана. Во всех вагонах есть индивидуальные розетки — под креслами или в купе

  • 1Е — СВ (VIP). Продаётся купе целиком, в нём могут ехать 1 или 2 пассажира. Верхняя спальная полка складывается, нижнее место трансформируется в два кресла. В купе есть собственный санузел с душем, туалетом и умывальником. Сейф, розетки, расширенный набор путешественника, телевизор с выбором видеопрограмм. В стоимость билета входит питание и постельное бельё.
  • 1Э — аналогичен класссу 1Е, но можно выкупить одно место в купе.
  • 1Р — сидячие вагоны 1 класса. Просторно, удобные кресла, в стоимость проезда включено питание, санитарно-гигиенический набор и пресса.
  • 2С — сидячие вагоны 2 класса.

Общий вагон

  • 3О — общий вагон. Как правило, там расположены те же полки, что и в плацкартном, но продаётся по 3 билета на каждую нижнюю полку. Предполагается, что это места для сидения. В новых поездах эти вагоны делают более удобными и специализированными. Кондиционера и биотуалета может не быть.
  • 3В — общий вагон без номеров мест. Наличие кондиционера и биотуалета не гарантировано.

Сидячий вагон

Сидячие вагоны (категория С) оборудованы индивидуальными креслами. При этом условия, удобство, компоновка вагона могут существенно различаться, поскольку к этой категории относятся и «Сапсаны», и межобластные дешёвые вагоны. В последних всё чаще стараются создать максимально комфортные условия: откидные столики, розетка под каждым креслом и др.

  • 1С, 2С, 3С — вагоны с такой маркировкой встречаются в самых разных поездах (от скоростных до пригородных «экспрессов), и условия в каждом случае предполагаются свои. Как правило, 1 и 2 класс кондиционируются (не гарантировано), 3 — нет. Дополнительные услуги зависят от конкретного поезда. Класс (и цена проезда, соответственно) определяется количеством мест в вагоне, типом кресел и т.п.
  • 1Р — в двухэтажном сидячем вагоне так маркируются места в купе (например места 133, 134 в поезде 045/046 Москва — Воронеж). В стоимость билета включено питание, пресса, гигиенический набор. Можно попросить плед у проводника.
  • 1В — вагон с индивидуальным размещением, то есть выкупаются все места. В стоимость билета включено питание, пресса, гигиенический набор. Можно попросить плед у проводника.
  • 2Р — вагон повышенной комфортности, оснащён кондиционером и биотуалетом. В стоимость билета входят холодные закуски.
  • 2В, 3Ж — кондиционера может не быть, дополнительные услуги в стоимость проезда не включены. В вагонах этого класса можно перевозить животных. Учитывайте это, если для вас наличие животных может быть препятствием для проезда или же если вам самим нужно ехать с домашним питомцем. .
  • 2Е — сидячий вагон с кондиционером, наличие биотуалета не гарантировано.

Плацкартные вагоны

Это вагоны с местами для лежания, 52 или 54 полки на вагон. Обычно обозначаются как 3 класс.

  • 3Э — плацкартный вагон с кондиционером и биотуалетом.
  • 3Т — вагон кондиционируется, биотуалета может не быть.
  • 3Д — в вагоне есть кондиционер. Наличие биотуалета не гарантировано.
  • 3У — аналогично 3Д, но не гарантировано наличие кондиционера.
  • 3Л — кондиционер и биотуалет не предусмотрен.
  • Если перевозчик ЗАО «ТКС», то в вагоне класса 3У предполагается наличие кондиционера и биотуалетов. Есть розетки в каждом отсеке, работает видеонаблюдение. Пассажирам предоставляется дорожный набор, постельное бельё. Животных провозить нельзя.

Купе

Вагон разделён на закрытые купе по 4 полки в каждом. Всего в вагоне от 32 до 40 мест. Маркируется как 2 класс. В стоимость билета в купе всегда включено постельное бельё.

  • 2Э — кондиционируемый вагон повышенной комфортности с 4-местными купе. В стоимость билета входит питание, пресса, санитарно-гигиенический набор. Можно ехать с В вагоне есть биотуалет.
  • 2Э — в двухэтажных поездах — аналогично 2Э в обычных поездах, но не предоставляется гигиенический набор и пресса.
  • 2Б — аналогично 2Э, но наличие биотуалета не гарантировано.
  • 2К — кондиционер и биотуалет в вагоне, Дополнительные услуги (кроме постельного белья) в стоимость билета не входят.
  • 2У — аналогично 2К, но не гарантировано наличие биотуалета в вагоне.
  • 2Л — никаких дополнительных опций, в стоимость проезда входит только бельё. В вагоне может не быть кондиционера и биотуалета.
  • 2Д — купе без дополнительных услуг, можно отказаться от оплаты постельного белья (в других купейный вагонах нельзя). Наличие кондиционера и биотуалета не гарантировано (зависит от того, в каком вагоне выделены места этого класса). Перевозка животных не предусмотрена.
  • Если перевозчик ЗАО «ТКС», то класс вагона 2Т подразумевает ужин или завтрак на выбор (есть вегетарианское меню), санитарно-гигиенический набор, тапочки, печатные издания, постельные принадлежности. Вагоны кондиционируются, работают биотуалеты. В купе есть ЖК-монитор, индивидуальные розетки, сейф. Детям выдают подарки, по запросу детский манеж. В вагоне за дополнительную плату можно заказать свежесваренный кофе или чай, приобрести у проводника сувениры или необходимые в дороге мелочи. Провоз животных запрещён.

Люкс (СВ)

Это вагоны с 2-местными купе. Мягкие полки для лежания, в вагоне от 16 до 20 мест. Бельё всегда входит в стоимость проезда , все вагоны кондиционируются. Маркируется как 1 класс.

  • 1Б — бизнес-класс. В стоимость билета входят напитки, питание, пресса, гигиенические принадлежности и т.п. Стоимость указана за целое купе, в котором едет 1 взрослый пассажир.Можно везти с собой
  • 1Э — то же, что и 1Б, но можно купить одно место в купе, а не выкупать его целиком.
  • 1У — дополнительные услуги в стоимость билета не включены (кроме постельного белья), но уровень комфорта соответствует первому классу.
  • 1Л — вагон СВ. Дополнительные услуги в стоимость билета не входят, предполагается наличие кондиционера, но биотуалета может не быть. Постельное бельё входит в стоимость билета, провоз животных разрешён.
  • Если перевозчик ЗАО «ТКС», то класс вагона 1Б «Бизнес ТК» подразумевает ужин и завтрак, напитки, санитарно-гигиенический набор, тапочки, печатные издания, постельные принадлежности. Вагон кондиционируется, работают биотуалеты и гигиенический душ. В каждом купе — 2 телевизора и индивидуальные розетки, сейф.

Мягкий вагон

Это также вагоны 1 класса, но более комфортные, чем вагоны класса люкс. Двухместные купе, 8-12 мест на вагон.

  • 1А — вагон состоит из 4 купе и салона-бара. В каждом купе — душ, биотуалет, умывальник. В купе два места: широкий раскладной диван (120 см) и верхняя полка (90 см, стандартная). Есть кресло. Предусмотрено питание, напитки, пресса. Цена всегда указана за целое купе, ехать могут 1-2 взрослых плюс ребёнок до 10 лет бесплатно (по России). Можно ехать с мелкими
  • 1И — аналогично 1А, единственное отличие — нет бара, вместо него в вагоне расположено пятое купе.
  • 1М — то же самое, но 6 купе в вагоне.
  • 1Г — маркировка вагона в поездах международного сообщения (кроме Финляндии). 4-6 купе в вагоне, в каждом может ехать 1-2 пассажира. С одним взрослым могут ехать вместе двое детей до 12 лет (бесплатно), с двумя взрослыми —один ребёнок до 12 лет. В каждом купе — кресло, широкий раскладной диван и стандартной ширины верхняя полка. Можно выкупать как целое купе, так и одно место в нём.

Вагоны РИЦ

В международных поездах (Москва — Берлин, Москва — Париж и т.п.) могут быть вагоны принципиально другой компоновки — вагоны габарита РИЦ. Они разделены на купе, каждое из которых может быть двухместным или трёхместным.

  • 2-местные вагоны РИЦ — по условиям и маркировке аналогичны вагонам класса люкс.
  • 3-местные вагоны РИЦ (класс 2И) — трёхместные купе с вертикальным расположением полок. Есть кресло, умывальник. Постельное бельё включено в стоимость билета.

Информация носит справочный характер. При необходимости уточните её у перевозчика.

Приятных путешествий!

Места в вагонах Люкс представляют собой двухместные купе, которое в большинстве случаев выкупается целиком. В одном вагоне может быть 4-6 таких купе по 2 спальных места в каждом.

  • 1А - Вагон повышенной комфортности: питание, напитки, постельное белье, газеты и журналы, гигиенический набор. В купе находятся душ, биотуалет, умывальник и кондиционер. Также в вагоне вы можете найти салон-бар. Возможно купить только купе целиком
  • 1И - Вагон повышенной комфортности (питание, напитки, постельное белье, пресса, гигиенический набор). Душ, биотуалет, умывальник и кондиционер. Только купе целиком. В одном вагоне 5 купе.
  • 1М - Вагон повышенной комфортности (питание, напитки, постельное белье, пресса, гигиенический набор). Душ, биотуалет, умывальник и кондиционер. Только купе целиком. В одном вагоне 6 купе.
  • 1Г - Используется в поездах международного сообщения со странами Европы. Вагон повышенной комфортности (питание, напитки, постельное белье, пресса, гигиенический набор). Душ, биотуалет, умывальник и кондиционер. Возможно купить 1 место в купе или купе целиком.

СВ (1Б, 1У, 1Л)

  • СВ расшифровывается как Спальный Вагон. Данная категория вагона включает в себе повышенный комфорт и дополнительные услуги. СВ представляют собой купе с 2 спальными местами.
  • 1Б - бизнес класс. Наличие кондиционера. В фирменных поездах услуги повышенного комфорта (питание, напитки, постельное белье, пресса, гигиенический набор).
  • 1У - данный класс обслуживания доступен для поездов участвующих в программе Динамического ценообразования . Наличие кондиционера. В фирменных поездах дополнительные услуги в вагоне (питание, напитки, постельное белье, пресса, гигиенический набор), в нефирменных поездах - постельное белье.
  • 1Л -вагон международного сообщения. Кондиционер, умывальник, постельное белье.

РИЦ (2И)

  • 2И - Данный вагон курсирует в международном сообщении. Купе 3-местные. Умывальник, постельное белье.

Купе (2Т, 2Л, 2К)

  • 2Т - в фирменных поездах - вагон повышенной комфортности (питание, напитки, постельное белье, пресса, гигиенический набор), в нефирменных - постельное белье. В некоторых поездах кондиционер.
  • 2Л - кондиционер, постельное белье.
  • 2К - вагон РИЦ в международном сообщении. Умывальник, кондиционер.

Плацкартные вагоны (3Э, 3П, 3У)

  • 3Э - наличие кондиционера
  • 3П - кондиционер в некоторых поездах
  • 3У- кондиционер в некоторых поездах

Сидячие вагоны (1С, 2Е, 1Р, 2Р и 2С, 2В, 3С)

  • 1С - наличие кондиционера
  • 2Е - вагон повышенной комфортности (гигиенический набор), кондиционер в некоторых поездах.
  • 1Р - вагон повышенной комфортности (питание), кондиционер в некоторых поездах.
  • 2Р - вагон повышенной комфортности (питание, закуски), кондиционер в некоторых поездах.
  • 2С - наличие кондиционера
  • 2В - закуски, кондиционер
  • 3С - кондиционер в некоторых поездах

Поезда серии 800 (1С, 2С, 3С)

  • 1С - вагон 1 класса
  • 2С - вагон 2 класса
  • 3С - вагон 3 класса

Еду поездом Белгород-Москва. Отправление в 16.00. Вагон У1, что означает сервисные услуги. Класс обслуживания 1Р. Стоимость билета — 1291.20 руб. В соседних вагонах для сидения — 809 руб.

Кресла такие же, туалеты такие же — визуальной разницы в моём повышенном классе обслуживания нет. Но как только поезд тронулся, проводница начала разносить фирменные пакетики, на которых кроме фото барышни в кокошнике была напечатана надпись «приятного аппетита». Откладываю пакет в сторону — есть ещё совсем не хочется. А проводница продолжает толкать вперёд коробку с провизией, перемещая её, то волоча руками, то слегка, но всё же пиная ногой… Ни тележки, ни хотя бы подноса у неё нет… Не красиво как-то…

Следующее угощение — оладьи и клубничный джем. С них и начинаю свои перекусы чуть позже. Успела прочитать этикетку: дата изготовления — 30.10, срок годности — 3 месяца. Значит, размороженные. Я понимаю, что в поездах и самолётах «ресторан» и «питание» — понятия условные, но зачем предлагать оладьи? Это блюдо даже когда остынет, уже не то, так что ждать «вау» от замороженных-размороженных — не разумно. Я и не ждала. Есть можно, но очень чувствовалось масло. После такого хочется апельсин, чтобы нейтрализовать не самое приятное послевкусие.

Дошли руки и до пакетика. Интересно, что там? Немного, если считать, что самое время ужинать. Кекс, мюсли, конфета «холодок оригинальный» и вода с соком (мне достался без трубочки, когда-то она там точно была, но не дожила). Всё с нормальным сроком годности и неплохо к чаю для перекуса. Чай, кстати, платный.

А для чего же всё-таки нож и вилка в наборе?..

Есть мне не хочется. Поздний сытный обед и мелкие сладости от РЖД не дают разгуляться аппетиту, но если вы — мужчина и любите мясо, то вряд не захотите есть. Так что только из-за еды нет смысла брать билет в вагон У1 класса обслуживания 1Р. На разницу в стоимости уж лучше что-нибудь заказать в вагоне-ресторане (в районе пятисот рублей там есть блюда). Если ты не голоден и хорошо пообедал, все эти пакетики и контейнеры с едой-милое развлечение, рассчитывать же на них как на полноценный ужин не стоит.

Но есть другие плюсы! Людей в вагоне — меньше, спокойнее, тише, правда, это зависит всегда от контингента, который подбирается случайным образом. Мне повезло.

И ехала лицом по направлению движения. Наконец, я обратила внимание и запомнила, какие надо бронировать места, чтобы не сидеть спиной — с 37-38 и дальше, то есть вторая половина вагона. Правда, 37-е и 38-е — через стеклянную перегородку с теми, кто едет спиной. Если не хочется всматриваться в лица других пассажиров, лучше взять места ещё дальше. Остаётся пожелать прочитать вам мой отзыв про обычные сидячие вагоны, а ещё желаю вам путешествовать больше и всегда в удовольствие!

Стоимость чая — 30 рублей

Сахар — 3 рубля за пакетик

Время поездки - ноябрь 2015 год

Группа Хаус-ТВ ВКОНТАКТЕ

С 13 декабря 2015 года РЖД поменяла правила перевозки животных в вагонах с местами для сидения и в плацкартных вагонах.

Пассажиры смогут перевозить только некоторые виды животных: кошек, собак, морских свинок, кроликов, аквариумных рыбок, птиц, черепах и хомяков.

Порядок перевозки животных в поездах дальнего следования

По словам представителя РЖД, нововведение улучшит качество обслуживания пассажиров.

Теперь на проездном документе будет ставиться отметка о разрешении на провоз животных.

В поездах будет по одному вагону для сидения и по одному плацкартному вагону, где и будут перевозиться животные. К примеру, разрешена перевозка животных в сидячих вагонах категорий 2В и 3Ж. Согласно нормативам, одно животное может занять в вагоне не более 180 см места. Питомец должен находиться в корзине, ящике или клетке. Перевезти своего домашнего любимца можно только при наличии соответствующих ветеринарных документов.

Естественно, перевозка животных – платная. Исключением из правила являются собаки-поводыри – они могут находиться возле своего хозяина в вагоне любого типа. Единственное условие – на животное должны быть надеты намордник и ошейник.

Остальных пассажиров, которые тоже покупают билеты в этом вагоне, еще на кассе будут предупреждать о соседстве с животными. Если человек захочет ехать без животных – нет проблем, у него есть возможность приобрести проездной документ в любой другой вагон.

Какие еще существуют классы вагонов

Разберемся далее, какие еще есть классы вагонов и что вообще обозначают сокращения 2В, 3Ж, 3Э, 1С и т. д. Смысл этих обозначений состоит в том, чтобы показать человеку, в вагоне какого типа он будет ехать (люкс, купе, плацкарт) и на какой перечень услуг может рассчитывать за свои деньги.

Так, в поездах «Сапсан» есть такие типы вагонов:

  • 1Р – купе-переговорная, здесь есть переговорная с проектором, комфортабельные кожаные кресла и т. д.;
  • 1В – отдельные места в вагоне 1 класса;
  • 1С – бизнес-класс, включающий в себя кресла и столы, опоры для ног, электрические розетки, тут есть свежая пресса, горячее питание и многое другое;
  • 2С – это «сидячий» вагон, относящийся к эконом-классу: есть вешалки для одежды, места в разных частях вагона, специальные места для перевозки багажа;
  • 2В – вагоны относятся к классу «Экономический+». Возле каждого блока кресел здесь есть электрические розетки, в цену билета включается ланч-бокс, можно подключиться к интернету по Wi-Fi;
  • 2E – это места в вагоне-бистро. Купив билет, можно заказать блюда из меню на 2000 руб.

Все вагоны «Сапсан» оборудованы системами кондиционирования.

Поезда «Стриж»

Во всех вагонах есть кондиционеры и бесплатная питьевая вода. Также можно рассчитывать на видеомониторы и биотуалет. Каждый состав сопровождается охраной. В каждом вагоне (в купе или под креслами) располагаются розетки.

В поездах «Стриж»:

  • 1Е – вагон повышенного комфорта. Здесь есть электрические розетки, ТВ-приемник с возможностью выбора программ, сейф, свой санузел с умывальником, туалетом и душем. Купе продается полностью. Здесь можно перевозить животных.
  • 1Э – по своему комфорту ничем не отличается от 1Е. В этом вагоне можно приобрести 1 место в купе.
  • 1P – это сидячие вагоны, относящиеся к первому классу. За свои средства пассажиры получают комфортабельные кресла, питание, прессу и санитарно-гигиенический набор.
  • 2С – вагоны с сидячими местами, относящиеся ко второму классу.

Общие вагоны:

  • 3О – это общий вагон с теми же полками, как и в плацкартном вагоне. Отличие заключается в том, что на каждую нижнюю полку продается по 3 билета.
  • 3В – отличается от 3О тем, что не имеет номеров мест.

Сидячие вагоны

Сидячие вагоны имеют индивидуальные кресла. Различные вагоны категории С могут иметь различную степень комфортабельности.

В сидячих вагонах:

  • 1С, 2С и 3С – такую маркировку можно встретить в разных поездах, начиная с «Сапсанов» и заканчивая межобластными вагонами. Обычно в 1 и 2 классе есть кондиционер, а в 3 – нет.
  • 1Р – маркировка мест в купе в 2-этажном сидячем вагоне. В цену билета входит гигиенический набор, пресса и питание. При необходимости у проводника можно попросить плед.
  • 1В – такая маркировка означает вагон с индивидуальным размещением. Понятно, что такая схема предполагает выкуп всех мест.
  • 2Р – вагон с кондиционером и биотуалетом. В цену билета входят холодные закуски.
  • 2В, 3Ж – вагоны без дополнительных услуг, может не быть кондиционера. Здесь можно перевозить домашних питомцев.
  • 2Е – сидячий вагон, оснащенный системой кондиционирования. Биотуалета может и не быть.

Плацкартные вагоны

Плацкартные вагоны оснащены местами для лежания, в разных вагонах 52 или 54 полки.

В плацкартах:

  • 3Э – плацкарт, в котором есть и кондиционер, и биотуалет.
  • 3Т – система кондиционирования есть, но биотуалет может отсутствовать.
  • 3Д – вагон с кондиционером, но, возможно, без биотуалета. В этих вагонах можно перевозить животных.
  • ЗУ – перевозчик не гарантирует вам, что в вашем вагоне будет кондиционер.
  • ЗЛ – нет ни системы кондиционирования, ни биотуалета.

Купейные вагоны

Купейный вагон состоит из закрытых купе, в каждом из которых есть 4 полки.

Количество мест варьируется от 32 до 40. Купе маркируется как 1 класс. Покупая место в купе, Вы всегда платите за белье.

В купе:

  • 2Э – вагон с кондиционером и биотуалетом, пассажиры могут рассчитывать на санитарный набор, свежую прессу, питание. Здесь можно провозить домашних питомцев.
  • 2Б – точно такой же класс, как и 2Э, но не всегда есть биотуалет.
  • 2К – есть кондиционер и биотуалет, разрешается провозить четвероногих любимцев.
  • 2У – так же, как и 2К, но может не быть биотуалета.
  • 2Л – в цену билета включается исключительно белье.

Вагоны класса «Люкс»

«Люкс» – это вагоны, состоящие из 2-местных купе. СВ-вагон оснащен мягкими полками для лежания, количество мест – от 16 до 20. В цену проезда всегда входит белье, в вагонах имеются системы кондиционирования. Маркируется 1 классом.

В вагонах «Люкс»:

  • 1Б – бизнес-класс. В стоимость билета входит питание и напитки, гигиенический набор и свежая пресса. Допускается перевозить с собой в купе животных небольшого размера. Выкупать нужно все купе.
  • 1Э – практически ничем не отличается от 1Б. Но выкупить можно только 1 место, а не все купе сразу.
  • 1У – в стоимость билета включается только белье. Но уровень комфорта будет соответствовать уровню СВ. Здесь можно перевозить животных.
  • 1Л – вагон с кондиционером, но, возможно, без биотуалета. В цену билета включается белье, животных перевозить можно.

Мягкие вагоны

Как и СВ, мягкие вагоны маркируются 1 классом, но уровень комфорта тут будет повыше. Купе также рассчитаны на двух пассажиров, в одном вагоне может быть от 8 до 12 мест.

В мягких вагонах:

  • 1А – в таком вагоне есть салон-бар и 4 купе. В одном купе есть только 2 места: широкий диван и верхняя полка. Также имеется кресло, умывальник, биотуалет, душ. В цену билета входят питание и напитки согласно меню, а также свежая пресса. Выкупить можно все купе. Ехать в нем может 1 или 2 взрослых человека и ребенок возрастом до 10 лет. За ребенка платить не нужно. Допускается перевозка мелких домашних животных.
  • 1И – напоминает 1А, только без бара. Вместо бара в вагоне находится еще одно купе.
  • 1М – в этом вагоне находится не 4, а 6 купе.
  • 1Г – так маркируются поезда, осуществляющие международные рейсы. В одном вагоне может быть от 4 до 6 купе, в каждом купе могут ехать от 1 до 2 пассажиров. С одним взрослым могут путешествовать до 2-х детей возрастом до 12 лет, а с двумя взрослыми – один ребенок такого же возраста. Купе имеет широкий диван и стандартную полку. Пассажир может выкупить как все купе, так и 1 место.

На стадиях проектирования, строительства или реконструкции передающих радиотехнических объектов (ПРТО) должна проводится оценка электромагнитной обстановки на соответствие требованиям санитарного законодательства по электромагнитному фактору. Оценка электромагнитной обстановки вблизи ПРТО на соответствие требованиям санитарных норм и правил проводится по утвержденным Минздравом России методическим документам. По результатам этой оценки при необходимости устанавливаются санитарно-защитные зоны и зоны ограничения, обеспечивающие электромагнитную безопасность ПРТО.

Оценка воздействия ЭМП РЧ ПРТО на население осуществляется на основании СанПиН 2.1.8/2.2.4.1383-03:

  • - в диапазоне частот 30 кГц - 300 МГц - по эффективным значениям напряженности электрического поля (Е), В/м;
  • - в диапазоне частот 300 МГц - 300 ГГц - по средним значениям плотности потока энергии (ППЭ), мкВт/см 2 .

Предельно допустимые уровни ЭМП диапазона частот 30 кГц - 300 ГГц для населения

  • * - кроме средств радио- и телевизионного вещания (диапазон частот 48,5/108; 174 - 230 МГц);
  • ** - для случаев облучения от антенн, работающих в режиме кругового обзора или сканирования.

Санитарно-защитная зона и зоны ограничения определяются на стадии проектирования расчетным путем и уточняются (при вводе ПРТО в эксплуатацию) путем измерений в соответствии с действующими в системе Госсанэпидслужбы Минздрава России методическими документами.

В целях обеспечения безопасности населения, вокруг объектов являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее санитарно-защитная зона), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия вредного фактора до значений, установленных гигиеническими нормативами.

Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания ООО «Гейзер-Телеком» выполняет расчеты границ санитарных зон (СЗЗ) и зон ограничения застройки (ЗОЗ) для комплексов технических средств радиовещания (РВ), радиосвязи (РС) и телевидения (ТВ) . Расчет осуществляется согласно СанПиН 2.1.8/ 2.2.4.1383—03 и СанПиН 2.1.8/2.2.4.2302-07, МУК 4.3.1167-02 и МУК 4.3.1677-03 и организацию проведения натурных измерений.

Размеры санитарно-защитной зоны и зоны ограничения застройки должны быть обоснованы расчётами и подтверждены результатами натурных измерений. Критерием для определения размера санитарно-защитной зоны и зоны ограничения застройки является отсутствие превышения на её внешней границе и за её пределами предельно допустимых уровней воздействия.

Установление размера санитарно-защитной зоны и зоны ограничения в местах размещения передающих радиотехнических объектов проводится в соответствии с действующими санитарными правилами и нормами по электромагнитным излучениям радиочастотного диапазона и методикам расчёта интенсивности электромагнитного излучения радиочастот (СанПиН 2.1.8/2.2.4.1190-03, СанПиН 2.2.4.1191-03, СанПиН 2.1.8/2.2.4.1383-03).

В санитарно-защитной зоне и зоне ограничения застройки не допускается размещать:

  • жилую застройку и отдельные жилые здания;
  • зоны отдыха;
  • курорты;
  • территории садоводческих товариществ;
  • садово-огородные участки;
  • спортивные сооружения;
  • детские площадки;
  • образовательные и детские учреждения;
  • лечебно-профилактические учреждения.

На основании выполненных нами расчетов и проведенных натурных измерений фирма получает в органах Роспотребнадзора санитарно-эпидемиологические заключения (форма Р1 и Р2) на размещение и эксплуатацию передающего радиотехнического объекта (ПРТО).

Выполненные расчеты позволяют оценить электромагнитную обстановку на стадиях проектирования, строительства или реконструкции излучающих объектов с точки зрения выполнения действующих нормативов ПДУ, оценить перспективу развития объектов, ресурс энергетического потенциала технических средств, оптимизировать размещение и характеристики направленности антенно-фидерных устройств. Расчетное прогнозирование, несмотря на сложность учета ряда реальных факторов размещения технических средств (рельефа местности, местных переотражающих предметов и конструкций), является более простым и обеспечивающим достаточную точность. При этом, расчетное прогнозирование позволяет более полно представить всю электромагнитную обстановку и может служить основанием для принятия решения и разработки предварительных мер защиты от воздействия электромагнитных полей на человека — размещение аппаратуры и антенн, использование радиопоглощающих и экранирующих материалов, разработка и внедрение "экологически чистых" антенн и т.п. (ГОСТ 12.1.006-84).